Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе в детском саду. Конспект интегрированного открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)

Содержание

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ «Вода и масло»

Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе в детском саду. Конспект интегрированного открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)

Тема: Вода и подсолнечное масло .

Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла

Задачи:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становления сознания;
  • развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • продолжать учить читать схемы;
  • развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки.
  2. Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.

Воспитательные:

— Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрации растений;
  • круги Эйлера;
  • схема свойств воды;
  • две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой.

Раздаточный материал:

  • рабочие карточки для исследования;
  • фишки красного и зеленого цвета;
  • одноразовые стаканчики;
  • ложечки;
  • соль;
  • кисточки;
  • набор картинок подсолнуха и капельки воды;
  • клей;
  • салфетки;
  • дощечки.

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде.
  2. Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.
  3. Отгадывание загадок.
  4. Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной с использованием листов исследования.
  5. Экскурсия на кухню.

Ход НОД

1. Беседа воспитателя с детьми о времени года.

— Какое время года?
— Как изменилось вокруг?

2. Мотивация

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Извините ,ребята, можно я отвечу .Возможно, что- то важное.

(Телефонный звонок с просьбой ,помочь повару определить , в какой бутылочке масло.)

— Ребята, мне позвонила наш повар , она просит помочь ей. Надо определить в какой бутылочке масло, а в какой вода .Совсем случайно она налила в 2 одинаковые непрозрачные бутылочки воду и масло. Пришло время варить обед , а она боится ошибиться и испортить еду. Поможем? Справимся ли мы ?

3. Беседа

Воспитатель: Что такое масло ? Для чего повару масло ? Из чего делают масло и как оно называется?

4. Дидактическая игра «Назови растение»

Дети встают в круг , каждому раздается картинка с растением. Воспитатель первый показывает, называет растение и масло, которое образуется. (Тыква, орех, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен, репей, хлопок, виноград, огурец .)

— Поместите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.

5. Исследовательская деятельность

— Будем проводить исследование. Необходимо надеть фартуки, занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования, мы будем приклеивать красные кружки, если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством .

Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель. (воспитатель на магнитную доску помещает картинки свойств воды)

Перейдем к исследованию .

6. Практическая деятельность

Дети подходят к столу . где проводится эксперимент.

В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.

  1. Дети нюхают воду.
  2. Пробуют на вкус.
  3. Кладут сахар и размешивают.
  4. Наливают немного воды в тарелочку.

После проведенных опытов. дети заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:

  1. Вода не имеет цвета? (Да – зеленый кружок)
  2. Вода прозрачная? (Да – зеленый кружок)
  3. Вода не имеет формы? (Да – зеленый кружок)
  4. Не имеет запаха? (Да – зеленый кружок)
  5. Не имеет вкуса? (Да – зеленый кружок)
  6. Растворитель? (Да – зеленый кружок)
  7. Можно мыть руки? (Да –зеленый кружок)

7. Физминутка

Две сестрицы — две руки Рубят, строят, роют, Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки — Левая и правая, Воду моря и реки

Загребают, плавая.

8. Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой

  • определить прозрачность;
  • имеет ли вещество цвет ;
  • есть ли запах;
  • растворяет ли сахар в нашем случае;
  • остается ли след на руках.

9. Вывод

— Читаем ,дети, что у нас получилось на листах.

В какой бутылочке вода? Почему?

Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам .

Сверяемся по контрольному листу воспитателя.

10. Работа с кругами Эйлера

В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.

Что общего? Какой признак поместим в пересечение ?

(посмотреть по листу)

11. Работа с микроскопом

— Все , что окружает нас имеет еще внутреннее строение , которое можно рассмотреть и увидеть только в микроскоп.

(микроскоп подключен к ноутбуку).

Помещается стеклышко с каплей воды, затем стеклышко с каплей масла.

— Чем отличаются изображения?

(капелька масла желтого цвета)

Итог занятия

— Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать ?

Хорошее мы дело сделали?

На следующем занятии мы поговорим о том , как делают масло.

А теперь надо отдать масло на кухню , чтобы нам приготовили обед.

Клишина Валентина Викторовна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории Место работы: МБДОУ№ 189

Месторасположение: г. Оренбург

Основные разделы:

Источник: https://portal2011.com/konspekt-nod-po-poznavatelno-issledovatelskoj-deyatelnosti/

Конспект занятия в ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы»

Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе в детском саду. Конспект интегрированного открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)

Название: Конспект занятия в ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , опытно-экспериментальная деятельность, Старшая группа

Назмиева Эльвира Завдятовна

Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ №1 «Олимпик»

Месторасположение: г. Ульяновск

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы»

Цель:

Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

Задачи:

– познакомить детей со строением земной коры, образованием гор и природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.

– развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;

– формировать у детей умение делать умозаключения и поощрять их за самостоятельное формулирование выводов по итогам беседы, эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

— воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность) ;

– закладывать основы экологической культуры личности (поведение в природной среде).

Материалы и оборудования:

Макет вулкана; картинки гор, вулканов; ноутбук (видеопризентация, аудиозапись); пемза, камни; посылка.

Для опыта: пластиковые тарелки, пластиковые бутылочки, стаканчики с водой, заранее изготовленные картонные конусы, любая красная пищевая краска, сода, моющее средство, фартуки, нарукавники, салфетки, пипетки, ложки (на каждого ребенка и воспитателю), лимонная кислота (воспитателю).

Предварительная работа: изучение камней, чтение деткой энциклопедии «Почемучек», изготовление детьми конуса из картона, изготовление макета вулкана, рассматривание картинок гор, повторение детьми техники безопасности при проведении опытов.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Давайте улыбнёмся друг другу и проведем упражнение:

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Стук в дверь. На пороге стоит почтальон (переодетый взрослый) и держит посылку.

Почтальон: Здравствуйте, это группа № 12? Вам посылка от Старика Хоттабыча.

Воспитатель: Спасибо. (Почтальон уходит)

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, что в посылке. Ой, в посылке письмо и какой-то предмет. Начнем с письма, прочтем его.

«Дорогие ребята 12 группы! Это пишет Вам Старик Хоттабыч. Я много знаю и много видел, летал за моря и леса. Мне поведали, что в группе номер 12 «Футбик» очень умные ребята.

Хочу в этом убедиться и поэтому высылаю вам очень интересное задание, с котором, я уверен, вы справитесь. В посылке находится предмет: ваша задача узнать, что это за предмет, где и как его добывают.

Так же высылаю вам подсказку: картинку, у которой с обратной стороны загадка. Ответ присылайте письмом, обратный адрес указал. Желаю Вам удачи! Ваш Старик Хоттабыч»

Воспитатель: Да, озадачил нас Хоттабыч. Я думаю, мы справимся с заданием и докажем, что мы сообразительные и умненькие ребята. Правда?

Дети: Да

Воспитатель: Так вот и предмет, о котором говорит старик, похож на камень. Что-то он напоминает, но не могу вспомнить. Может, ребята, вы знаете? Может у кого-нибудь дома есть такой предмет? Для чего он нужен? (ответы, рассуждения детей).

Воспитатель: Да, ребята, совершенно верно, этот камень напоминает пемзу. Вот и картинка. Ребята, что на ней изображено?

Дети: Горы.

Воспитатель: Так, а вот и загадка с обратной стороны. Давайте, отгадаем ее:

Ото сна гора проснулась, Забурлила, закипела. И из шапки вверх взметнулось, Много дыма, сажи, пепла. Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?

(Вулкан)

Воспитатель: Ничего не понимаю, причем здесь вулкан, гора и как он связан с нашим камнем-пемзой? (рассуждения детей). Мне кажется, мы только еще больше запутались. Я предлагаю, отправиться в поход-путешествие и разузнать все. Вы со мной? (ответы детей)

Воспитатель: Ну что пошли! (Включается аудиозапись природы)

Физкультминутка:

Мы готовы для похода.

Поднимаем выше ноги.

По дороге мы идем.

Не спешим, не отстаем.

Руки за спину кладем

И по бревнышку идем.

Вот куда-то мы забрались

Где мы с вами оказались?

(Изображения гор на магнитной доске).

Воспитатель: Я предлагаю отдохнуть и устроить привал. Посмотрите, ребята, как вокруг красиво! Какие высокие, величественные горы. А что такое горы?

Дети: Горы — это высокие участки Земли.

Воспитатель: А из чего состоят горы?

Дети: Из камней.

Воспитатель: Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верх горы?

Дети: Вершина.

Воспитатель: Какие бывают вершины?

Дети: Острые, куполообразные.

Воспитатель: Молодцы! А еще у горы есть бок, который называется?

Дети: Склон.

Воспитатель: Еще что есть у горы?

Дети: Подножие основание.

Воспитатель: А что вы видите на вершинах гор?

Дети: Это снег!

Воспитатель: А почему на горах снег?

Дети: Потому что наверху очень холодно!

Воспитатель: Вы совершенно правы! Там, действительно, очень холодно. Какие горы бывают?

Дети: Горы высокие, низкие, средние, широкие, узкие. У одних верхушки острые, а у других как – будто срезанные, пологие, крутые, белоснежные.

Воспитатель: А кто-то знает, откуда горы взялись? Вспомните, как называется наружный слой земли.

Дети: Земная кора.

Воспитатель: Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. Это мы с вами попробуем показать. Для этого мы проведем практический эксперимент с ладошками.

Практический эксперимент:

Воспитатель: Представьте, что наши ладони, это каменные пласты, из которых состоит земля. Эти пласты постоянно двигаются, но очень медленно. Подвигаем ладонями, что происходит? А вот места, где большие плиты отходят друг с другом, что получилось – углубление, впадина, а вот одна плита находит на другую, на них ещё, ещё, что получилось? (Горы).

Вывод: горы образуются смещением плит.

На Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются».

Я черный страшный великан Что делать мне — решаю сам Могу я спать, могу рычать, Огонь и пепел извергать, А ну, попробуй угадать- Как же меня звать?(Вулкан)

Воспитатель: Я предлагаю продолжить наше путешествие, и отправится к вулкану, я думаю, там мы найдем ответ на наш вопрос.

Физкультминутка.

По дорожке мы шагаем

И ворон мы не считаем,

Смело, мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли

Можно крикнуть 1, 2, 3.

Воспитатель: Вот мы и пришли в гости к вулкану. Устроим ещё один привал. (Дети подходят к ноутбуку). Усаживайтесь так, чтобы не мешать друг другу.

Просмотр фильма.

призентация « Огнедышащие горы».

Воспитатель: В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают на видео – камеру.

(Просмотр слайдов сопровождается пояснением педагога)

Воспитатель: Вулкан на вид — обычная гора, но внутри у нее есть очень горячая жидкость – магма, пока магма живет в домике, вулкан считается спящим. (Слайд 1)

А это также самая гора только с извергающейся из нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан. (Слайд 2). Посмотрите, какой формы вулкан, на что похож?

Дети: На конус, пирамиду.

Воспитатель: А на что похоже верхняя часть?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Она называется кратер. (Слайд 3)

Воспитатель: Ребята, а почему такие горы называют вулканами (рассуждения детей). В древности люди не знали, что происходит на самом деле и придумали легенду:

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря.

Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами».

«Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места».

Хотя извержение вулканов всегда вселяло ужас, люди жили рядом с ними. Причем не всегда догадывались об этом. Ведь такие горы могут спать очень долго. Так произошло с одним городом Помпея в Италии, который находился рядом с вулканом Везувий.

Про это событие написал картину художник К. Брюллов, она называется «Последний день Помпеи». (Слайд 4)

Воспитатель: (Слайд 5) Действующие вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, а из кратера по склонам течет настоящий огненный поток – лава. (Слайд 6).

Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел.(Слайд 7).

Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни. (Слайд 8) А уже из этого камня на спец. фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы. (Слайд 9).

Ребята, откуда появилась пемза?

Дети: Из вулканической лавы.

Воспитатель: Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.

(Слайд 10). Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома.

А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.

Воспитатель: Теперь прошу подойти к макету вулкана и посмотреть еще раза на кратер, который расположен сверху, жерло — внутри, магму – снизу.

(Включается аудиозапись извержения вулкана)

Воспитатель: Пора нам уходить. А чтобы ближе и безопасно посмотреть, как оживает спящий вулкан и начинает извергаться, мы продолжим наше путешествие в уголок опытно-экспериментальной деятельности.

Опыт:

Воспитатель: Перед тем, как мы приступим к опыту, нам необходимо повторить правила безопасности.

Дети:

  1. Ничего не брать в рот
  2. Использовать в работе салфетки
  3. Работать в фартуке и нарукавниках
  4. Выполнять все строго по инструкции воспитателя

Воспитатель: Нам для опыта понадобиться пластиковая тарелочка (Земная поверхность), пластиковый бутылочка (жерло вулкана) и, заранее нами изготовленный на занятии, конус из картона (основание вулкана). Какой получился у нас вулкан?

Дети: Спящий.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас вы его разбудите. Смесь вы приготовите сами. (2 ст. ложки соды, красная гуашь, 5 капель моющего средства).

Дети проводят опыт по извержению вулкана.

Воспитатель добавляет лимонную кислоту в приготовленные смеси.

Воспитатель: посмотрите, наш вулкан оживает (аудиозапись извержения вулкана). Что произошло с нашим вулканом? Что вытекло из жерла вулкана?

Дети: извержение вулкана. Лава.

Воспитатель: Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и затвердевает. А как мы ранее обговаривали, кусочки застывшей лавы получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу. (одно из применений)

Воспитатель: Почему в пемзе дырочки? Что в них содержится? Как они образовываются? Что легче: пемза или камень?

Дети: Содержится воздух. Лава бурлила и кипела и так застыла.

Воспитатель: А чтобы вам доказать, что в пузырьках содержится воздух и пемза легче, чем обычный камень, я погружу пемзу и камень в таз с водой. Что произошло, ребята?

Дети: камень утонул, а пемза всплыла.

Воспитатель: Я думаю, мы получили ответы на поставленные Стариком Хоттабычем вопросы, пора отправляться домой. И чтобы нам вернуться с путешествия побыстрее, полетим мы на самолете. Приготовились к полету.

Физкультминутка

В полет отправляют самолет,

Правое крыло – вперед,

Левое крыло – вперед,

Полетел наш самолет!

Воспитатель: Вот мы и группе. Где моя ручка и конверт.

Будем писать письмо, где обязательно напишем все, что узнали сегодня: что такое вулкан? (ответы детей), как называется яма расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана, и расскажем, как получается пемза и для чего она нужна, обязательно укажем пользу этого природного явления.

Воспитатель пишет под диктовку письмо и предлагает нарисовать коллективный рисунок на тему: «Извержение вулкана» и отправить посылкой Хоттабычу.

в разделах:

Источник: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/konspekt-zanyatiya-dou-poznavatelno/

Занятие в старшей группе (исследовательская деятельность): «Свойства льда»

Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе в детском саду. Конспект интегрированного открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)

Цель:

  • продолжать расширять знания дошкольников о некоторых свойствах воды (при замерзании она превращается в лед), повышать познавательную активность детей в самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, опытным путем доказать, что лед холодный, твердый;
  • выяснить, что цвет льда зависит от цвета воды, лед не тонет в воде, потому что он легче воды, в горячей воде лед растает быстрее чем в холодной;
  • развивать речь, логическое мышление дошкольников, наблюдательность, внимание, воображение, умение делать выводы;
  • активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
  • воспитывать интерес к окружающему миру и экспериментированию.
  • Предыдущая работа:
  • наблюдение за льдом во время прогулок,
  • чтение стихов и загадок,
  • рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование:

  • воздушный шарик,
  • письмо,
  • компьютер,
  • 2 емкости с водой (горячая, холодная),
  • кубики льда на каждого ребенка,
  • молоточек,
  • ложки на каждого ребенка,
  • стаканы с водой,
  • кисточки,
  • краски,
  • игрушечный холодильник,
  • стаканы с водой на каждого ребенка,
  • фартуки.

Ход занятия в старшей группе детского сада

I Вступительная часть

1.Организационный момент.

Воспитатель. — Добрый день, малыши, дорогие мальчики и девочки. Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.

Игровой момент. Воздушный шарик. (Слышен шорох)

Воспитатель. — Ребята, вы слышите, что это за шорох? (залетает шарик с письмом). Ой, это же шарик! А что это на нем такое? Это письмо. Давайте прочитаем и узнаем кто мог нам передать.

«Добрый день, дети группы «Смешарики»! Мы, жители сказочной страны Игрушек, слышали, что вы самые умные и сообразительные в своем детском саду и поэтому просим вас помочь.

У нас в стране с появился неизвестный, подозрительный о объект! Мы раньше его никогда не встречали и поэтому очень волнуемся! Мы вам вместе с письмом прислали образец подозрительного объекта. Помогите нам, пожалуйста.

Мы будем ждать от вас ответа. Спасибо!»

Мотивация

Ну что, ребята, поможем сказочным жителям разобраться с этим объектом?

II Основная часть

1. Беседа воспитателя с детьми о льде

Посмотрите на этот предмет и скажите, что вы думаете, что это может быть? (Дети выдвигают предположение, что это лед).

Да это лед. А скажите, когда мы можем его увидеть? (Зимой).

А где зимой можно увидеть много льда? (На реке, на пруду, на земле, где были лужи).

А почему именно зимой на реках, прудах с появляется лед? (Потому что сильные морозы и вода начинает замерзать).

Так, что же это такое лед? (Это замерзла вода).

Да, правильно, когда сильные морозы, то вода начинает замерзать и образуется лед. А как вы думаете, можно увидеть лед летом и где? (В холодильнике).

Да правильно. В холодильнике очень холодно и там может быть лед. Я хочу предложить вам посмотреть небольшой фильм о том, что такое лед и как он образуется. Поэтому приглашаю вас к экрану, в комнату информации. Садитесь, пожалуйста, удобно и посмотрите сюжет.

2. Просмотр фильма на компьютере «Лед в природе»

Ну, что малыши, вы увидели, как появляется и где в природе существует много льда.

— Сегодня мы с вами поможем сказочным жителям исследовать лед. Скажите, как называются люди, которые проводят опыты? (Исследователи). А где можно проводить опыты? (В специальных комнатах-лабораториях). А давайте вспомним, как надо себя вести в лабораториях.

Правила поведения в лаборатории:

Нельзя громко разговаривать;

Нельзя трогать руками инструменты;

Проводить опыты только в специальной одежде;

Выполнять работу со старшим исследователем-воспитателем.

Воспитатель. — Молодцы, вспомнили все правила поведения в лаборатории. Ну а теперь, одеваем спецодежду-фартуки, и отправляемся в лабораторию.

Экспериментальная деятельность. В лаборатории исследователя.

Ну что, ребята, приглашаю вас в лабораторию №1, в которой мы проведем первый опыт.

Опыт №1. «Какой лед-теплый или холодный, твердый или мягкий?»

Предположение: Лед холодный и твердый.

Ход опыта

На столах у малышей тарелочки с кусочком льда. Дети касаются льда и утверждают, что лед холодный. Твердость проверяют, обследуя кусок льда на ощупь, ударяя по нему маленьким молоточком. Лед разбивается на маленькие кристаллики. Дети делают вывод.

Ну что, ребята, какой лед на ощупь? (Холодный и твердый). Давайте это запишем в виде рисунка-схемы. (Выставляю схему «Лед холодный и твердый»).

-А мы отправляемся в лабораторию №2, в которой проведем следующий опыт.

Опыт № 2. «Какого цвета лед?»

Предположение: цвет льда не зависит от цвета воды.

Ход опыта

Лед образуется от замерзания воды. Цвет льда определяется цветом воды. У вас на столах стаканы с водой и кисточки (смоченные в разные краски). Возьмите кисточки и подкрасьте воду.

А теперь давайте поставим их в холодильник и посчитаем: один, два, три, четыре, пять будем воду вынимать. Воспитатель достает из холодильника заранее заготовленный лед разного цвета.

Малыши рассматривают его и делают выводы.

Ну что, ребята, какого цвета у нас лед? (Такого как вода). Итак, мы с вами убедились, что цвет льда зависит от цвета воды. Давайте это запишем в виде рисунка-схемы. (Выставляю рисунок -схему «Цвет льда»)

-Молодцы, мои исследователи, но нам надо зайти в лабораторию №3

Опыт № 3. «Умеет ли лед плавать?»

Предположение: Лед тонет в воде

Ход опыта

На столах у детей емкости с водой. Дети берут ложкой кусочек льда и бросают его в воду. Лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности. Это означает, что лед легче воды. Дети делают вывод.

Ну что, ребята, тонет ли лед в воде? (Нет, он не тонет, а плавает, потому, что он легче воды). Давайте, запишите это в виде схемы. (Выставляю схему «Лед не тонет в воде»).

-Нас ждет комната для опытов №4, где мы проведем следующий опыт.

Опыт № 4. «В какой воде лед быстрее растает?»

Предположение: лед быстрее растает в горячей воде, чем в холодной.

Ход опыта

Дети, у нас на столе две миски с водой. Давайте обследуем, какая вода в каждой миске? Дети опускают пальчик в одну миску и в другую и делают вывод-в красной миске горячая, в синей-холодная. А теперь возьмите кубики льда и бросьте в горячую воду и в холодную. Посмотрите, в какой воде лед быстрее растаял-в горячей или в холодной? (В горячей) Ребята делают вывод.

Ну что, ребята, в какой воде лед быстрее растаял? (В горячей воде лед быстрее растаял, чем в холодной.).

Давайте поставим рисунок-схему «В горячей воде лед быстрее тает, чем в холодной»).

-Молодцы, дети, вы сегодня очень хорошо поработали. А теперь, как настоящие исследователи, я приглашаю вас в зал заседания, где мы с вами подведем итог нашим опытам. (Дети садятся полукругом у доски со схемами и обсуждают каждую схему).

— Ребята, я сделала вот такие маленькие рисунки-схемы для сказочных жителей, которые расскажут им все о льде, и они больше не будут волноваться за этот предмет. Мы составим их в конверт, привяжем его к шарику, а он унесет его в страну Игрушек. (Привязываем конверт к шарику и выпускаем его через окно).

III. Заключительная часть

Итог. Рефлексия

Ну, что, ребята, вам понравилось проводить опыты и помогать сказочным жителям? (да).

А что вам понравилось больше всего?

Что было трудно?

Я надеюсь, что и вы и сказочные жители сегодня много интересного узнали о таком явлении как лед.

Ну а наше занятие подошло к концу. Спасибо всем гостям за внимание. До свидания.

Еще больше занятий в старшей группе смотрите здесь https://detivsadu.ru/zanyatiya-v-starshey-gruppe

Источник: https://detivsadu.ru/zanyatiya-v-starshey-gruppe/zanjatie-v-starshej-gruppe-issledovatelskaja-dejatelnost-svojstva-lda/

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе: «В гостях у Снежной королевы» | Чудо ребенок

Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе в детском саду. Конспект интегрированного открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)

Цель:

— познакомить детей со свойствами льда: скользкий, хрупкий, легкий, имеет форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.

— учить устанавливать взаимосвязь между явлениями природы на примере несложных опытов.

— способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и стимулировать детскую интеллектуальную деятельность.

— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь; бережное отношение к своему здоровью и жизни.

Оборудование: одноразовая посуда: мелкие тарелки, глубокие тарелки, ложки, стаканы, белые халаты, салфетки.

Материал: теплая вода, холодная вода, кубики льда.

Физкультминутка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)

Полетел снежинок рой. ( Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)

Ветер дунул, загудел — (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)

Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).

Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).

Может быть, подружится.

Опыт № 4

— Давайте проверим, тонет лед, или нет? Возьмите глубокие тарелочки с водой и осторожно положите кубик льда в тарелочку. Что происходит? (Лед в воде не тонет)

—  А что это значит? (Лед легкий)

— А если бы было наоборот? (лед бы утонул в воде)

—  А кто живет в реках? (ответы детей)

— И что произошло бы с жителями рек? (вода замерзла бы и рыбки погибли)

— Итак, лед легкий и не тонет в воде и жители рек чувствуют себя хорошо и зимой.

Выставляется карта с результатом опыта.

Опыт № 5

Нам нужно проверить, где быстрее растает лед: в теплой воде, холодной или в пустом стакане. (Перед детьми стаканы с холодной и теплой водой, а также пустой стакан. Дети опускают кубик льда в каждый из стаканов. Наблюдают, что происходит. Ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

— Где вы могли такое видеть в вашем домашнем быту? (ответы детей)

— А теперь, пожалуй, можно принести наши ледовые сладости.

— Похожи леденцы на эти формы? (Похожи)

—  А что это значит? (когда воду налить в какую-нибудь форму и поставить в холодное место, то вода превратится в лед и будет такой же формы)

— А малышам можно есть так холодные леденцы? (нет, нельзя)

—  Почему? (так как можно заболеть)

—  Так, малыши, правильно. Детям это есть нельзя.

Воспитатель. —  Дети, мы с вами выполнили все задания Снежной королевы и можем возвращаться в садик. Закрываем глаза и я произнесу волшебные слова:

«Крибле, Крабле, покрутись,

И в саду окажись.»

Заключительная часть

—  Малыши, не зря все результаты наших задач мы изображали на вот таких очаровательных кристалликах. А чтобы еще лучше нам запомнить о свойствах льда, мы эти кристаллики должны сложить в большой кристалл.

Итог. Рефлексия

Дети составляют «кристаллики-пазлы» в один и объясняют, что означает каждое изображение.

— Так какую опасность несет в себе лед? (ответы детей)

— Какую радость приносит нам лед? (ответы детей).

Источник: https://chudor.ru/vospitatelyu/zanyatiya-vospitatelya/54-konspekt-detskom-sadu-starshaya-v-gostyach-sneghnoy-korolevi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.