Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме. Прикладное искусство

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме. Прикладное искусство

Программа технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника.

Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества: вышивки, вязания и т.д.

Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа.

Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. Произведения декоративного народного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционные и современные творческие начала.

Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции.

Данный урок – попытка показать,  что именно технология, как никакой другой предмет способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой, путем интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков, создаются идеальные условия для формирования  интеллектуальной компетентности и креативности учащихся.

Необходимо только создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят “поиском истины”, стимулировать их активность и творчество, вооружив современными технологиями. При изучении темы «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства».

учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений.

Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории, культуры. Декоративно-прикладное искусство имеет свою специфику, свой образный язык, тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык становится понятным, каждому откроется красота и выразительность произведений народного искусства, их глубокая содержательность и непреходящая эстетическая ценность.

№ урока 11-12Дата 11.10. 08Четверть 1
Тема урокаВышивка как вид декоративно-прикладного искусства.
Кол-во часов2
Использование ИКТПрограмма Р/Р; текстовый редактор, распечатка дополнительных материалов и упражнений.
Общеучебные умения и навыкиОтветы на вопросы, восприятие информации, закрепление знаний.
Специальные умения и навыкиЗнание истории возникновения вышивки, пропорционального построения узоров. Уметь переводить рисунок на ткань. Виды декоративно прикладного искусства народов нашей страны; творчество народных умельцев нашего округа. Технология запяливания ткани, увеличения и уменьшения рисунка, перенос рисунка на ткань. Освоение приемов перевода рисунка на ткань.
Тип урокаКомбинированный. Приобретение новых знаний.
Триединая дидактическая цельОзнакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда.
Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств.
Способствовать развитию специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности.
Методы обученияБеседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа, работа с учебником.
Повторяемый материалПриемы работы с ручными инструментами, цветоведение.
Виды и формы контроля знанийВзаимоконтроль, фронтальный контроль.
Практическая работаВыполнение декоративных швов
Домашнее заданиеУчебник пар.20-21;. Подготовить инструменты и материалы для изготовления вышитого изделия.

Тема урока: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.

Наглядные пособия: готовые вышитые изделия, (панно, картины) инструкционные карты, схемы для вышивок, журналы по рукоделию, книги.

Оборудование: иголки для вышивания с длинным ушком, пяльцы, ткань, рисунок, мулине, ножницы для обрезания концов ниток.

Цель урока:

  1. Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда.
  2. Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств, развивать и прививать интерес и любовь к национальной народной вышивке.
  3. Способствовать развитию специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: история.

III. Повторение правила выполнения основных швов

(карточка 1 – Приложение 1, карточка 2 – Приложение 2, карточка 3 – Приложение 3, карточка 4 – Приложение 4, карточка 5 – Приложение 5) 10 минут.

  • Учитель называет шов, а учащиеся показывают образец данного шва.
  • Определите соотношение схемы шва и названия шва.
  • Повторяем, для какой части рисунка можно использовать тот или иной шов.
  • Вопросы: Какой шов применяют для вышивания стебля и листьев растения? (стебельчатый).
  • В каком направлении вышиваются лепестки цветка? (от центра).
  • Для какого фрагмента можно применить тамбурный шов? (для вышивания контура или заполнения площади цветка).

IV. Рассказ учителя о возникновении вышивки

(Из истории вышивки – Приложение 6) 10 минут.

  • Демонстрация фотографий, книг, картин, альбомов.
  • Беседа с учащимися
  • Как применяли вышивку наши бабушки.
  • Актуальна ли вышивка в наши дни.
  • Как применяется современная вышивка.
  • Как вы хотели бы применить свою вышивку.

V. Изучение нового материала.

15 минут.

С чего нужно начать? (Инструменты и приспособления – Приложение 7)

Как выбрать схему для вышивки? (Схемы для вышивки – Приложение 8) (Увеличение и уменьшение рисунка – Приложение 9)

Как подобрать нитки? (Нитки – Приложение 10)

Выбрать нитки по цвету (Цвет в художественной вышивке – Приложение 11).

Как закрепить нитку? (Способы закрепления нити – Приложение 12)

VI. Практическая работа.

30 минут.

Девочки выполняют тренировочные упражнения. Вышивают рисунки на своих тканях с учетом выбранных швов («Тамбурный шов» – Приложение 13, «Стебельчатый шов» – Приложение 14). Учитель проводит индивидуальную работу с учащимися:

  1. Помогает слабым детям.
  2. Проверяет правильность выполнения работы.
  3. Проверяет качество выполняемой работы.

VII. Заключительный этап.

5 минут.

Подведение итогов работы.

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание:

Учебник пар.20-21. Подготовить инструменты и материалы для изготовления вышитого изделия.

Рабочее место вышивальщицы – Приложение 15.

30.05.2009

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/530715/

Декоративно-прикладное искусство – виды, техники, примеры изделий

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме. Прикладное искусство

Декоративно-прикладное творчество для детей включает в себя вышивание и вязание, выжигание по дереву и ткани, бисероплетение и макраме, а также многое другое.

Существует большое количество кружков, в которых проводят обучение этим и прочим видам изобразительного искусства. Кроме того, этим занимаются в школьных классах на уроках технологии и изо.

Занятие в этом роде можно придумать и самым маленьким. Например, в группах детского сада активно осваивают аппликации и лепку.

Вышивание и вязание

Из разнообразных видов рукоделия одним из самых известных является вышивание. Процесс украшения ткани узорами или целыми картинами увлекает и успокаивает. Для работы обычно достаточно самых простых и дешёвых материалов — ткани, иглы с ниткой, ножниц и пялец для удобства и ровного натяжения основы.

Вышивают чаще всего крестиком или бисером. Но существуют и менее распространённые техники, как, например, вышивка гладью или лентами. Украшенную ткань можно поместить в рамку и использовать как картину или превратить в декоративную салфетку. Также распространено вышивание на одежде. Даже самую обычную футболку можно превратить в уникальную дизайнерскую вещь.

Вязание — не менее интересный вид рукоделия. Вяжут обычно с помощью следующих несложных инструментов:

  • крючок;
  • спицы;
  • игла;
  • вилка (толстая согнутая проволока).

Также можно использовать вязальную машину или вовсе обойтись безо всяких инструментов и соединять петли пальцами.

Выжигание по дереву и ткани

Пирография по дереву — отличный метод создания необычных картин. Сам термин буквально расшифровывается как рисование огнём. Это прекрасный способ привлечь детей.

Мастера, который занимается выжиганием, называют пирографистом, а прибор, с помощью которого он работает, — пирографом.

В составе этого устройства горячей гравировки обязательно присутствует один из следующих элементов:

  • Раскалённая игла — самый распространённый вариант, с помощью которого на древесину и наносится рисунок.
  • Духовая горелка есть в приборах для работы в технике новосибирской тоновой пирографии. Она позволяет пользоваться огнём как кистью.
  • Собирающая линза работает лишь в ясную погоду. Когда в неё фокусируются солнечные лучи, на обрабатываемой поверхности появляется яркое пятно. Двигая линзу, можно проводить линии. Чтобы работа получилась, деталь должна быть не менее 5 см в диаметре. Но нужно помнить, что от размера линзы зависит сила выжигания. Если она будет слишком большая, дерево загорится.

Если пирография производится по ткани, то её называют гильошированием. Для этого рукоделия подходит тот же пирограф, что и для выжигания по дереву. В качестве основы выбираются материалы, плавящиеся при горении и становящиеся клейкими. Такими характеристиками обладают синтетические ткани:

  • искусственный шёлк;
  • атлас;
  • капрон;
  • нейлон;
  • бархат.

Эти материалы отделываются ажурным кружевом. Получаются очень красивые салфетки, панно, закладки, открытки.

Бисероплетение и макраме

Любое плетение заключается в создании жёстких конструкций из изначально мягкого материала. Обычно детям нравится заниматься бисероплетением. Бусины изначально прочные, поэтому удобны в работе. Кроме того, бисер яркий. В его ассортименте множество цветов и эффектов, а, значит, из него получаются красивые поделки и украшения.

Другая интересная техника плетения называется макраме. Она основывается на создании узелков на прочной, но податливой нити. Лучшими материалами для макраме считаются:

  • пеньковая и льняная верёвки;
  • шпагат из бумаги;
  • шёлковая леска;
  • плоская тесьма;
  • сизаль;
  • льняные, хлопчатобумажные, шёлковые или синтетические нити.

И бисероплетение, и макраме считается приёмами полуплетения, поскольку в нём сочетается несколько способов скрепления (наматывание, связывание, перевязывание).

Аппликация и лепка

Картинки, созданные в технике аппликации, отличаются от обычных рисунков и наверняка принесут большую радость малышу в процессе их создания. Для занятия не нужно затрачивать много средств. Обязательно понадобится материал-основа, в качестве которого можно выбрать белую или цветную бумагу. Ещё лучше взять картон, так как он прочнее.

На фон наклеиваются вырезанные из бумаги ткани или кожи элементы. Также можно использовать бисер, кусочки войлока или меха и даже пластилин. В итоге получается объёмное изображение. Такая деятельность развивает умственные и творческие способности ребёнка.

То же касается и поделок из пластилина или глины, получающихся посредством лепки. Занятие развивает мелкую моторику и само по себе является очень увлекательным. С его помощью осваиваются начальные техники создания скульптур. При желании и должном усердии с возрастом ребёнок может научиться создавать самые разнообразные изделия — от маленьких фигурок до монументальных произведений.

Профессиональное искусство

Примеров декоративно-прикладного искусства для профессионалов тоже много. Портные занимаются шитьём, художники — росписью, витражами или мозаикой. Некоторые люди в качестве хобби увлекаются скрапбукингом, а потом делают это рукоделие источником дополнительного заработка.

Ручное шитьё

Талантливые портные всегда имеют много работы, поскольку ручное шитьё намного превосходит по качеству фабричное. Эта профессия древняя. Создавать одежду начали ещё до нашей эры. Правда, тогда основными материалами выступали мех и шкуры животных. Сейчас же ассортимент, конечно, гораздо шире.

Оборудование тоже претерпело значительные изменения. Иглы теперь делают не из кости или рогов, а из стали. О «нитях» из сухожилий, вен или кишок животных давно забыли. В распоряжении портных теперь есть ножницы для ткани, мелки для обвода выкроек, швейные и распошивальные машины, оверлоки и другие приспособления.

С их помощью можно создавать искусную уникальную одежду, что особенно ценится в мире высокой моды. Но, помимо этого, посредством шитья производится домашний текстиль, обувь, игрушки и многие другие предметы.

Художественная работа

Роспись — серьёзная работа для художника. Видов этого искусства много. К нему относятся:

  • русские народные промыслы (хохлома, городецкая, жостовская роспись);
  • декорирование деревянной домашней утвари (мезенская);
  • живопись по стеклу (витраж) и ткани (батик).

С помощью искусства мозаики художник может создавать монументальные панно для интерьеров, элементы архитектуры или орнаментальные композиции. В процессе творчества мастер проходит несколько основных этапов — от определения темы и жанра, продумывания дизайна и техники исполнения до проработки деталей.

Оформление альбомов

Скрапбукингом принято называть изготовление и оформление каких-либо альбомов, чаще всего предназначенных для хранения фотографий. История зарождения этого вида искусства началась с популяризации в Англии собирания в книгу или тетрадь вырезок и цитат. Это занятие уже в XVII веке привело к обретению современной формы скрапбукинга, хотя это название вошло в обиход лишь в XIX веке.

В России начало создания рукописных альбомов пришлось на XVIII век, но непосредственно скрапбукинг был распространён в народе лишь в начале XXI века. Поэтому этот вид творчества является относительно новым. Однако он стремительно набирает обороты. На многих ярмарках мастеров большую долю работ составляют рукодельные альбомы.

Новые и популярные техники

Творчество постоянно остаётся востребованным, но всё время меняется. От древних направлений постепенно отказываются (например, ручное ткачество практически полностью вытеснено фабричным производством), но в то же время происходит постоянное развитие новых техник в декоративно-прикладном искусстве. Их можно разделить между собой по материалу или типу рукоделия.

С использованием бумаги

Бумага — удобный материал для творчества. Она относительно дешёвая и имеет большой ассортимент по цветам, размерам и плотности. Помимо скрапбукинга, в список видов искусства с использованием бумаги входят:

  • Радужное складывание — голландская техника создания декоративных элементов и открыток из бумаги. Заключается в нарезании и складывании под углом тонких полосок на заранее созданный шаблон. Одно из главных условий успешной работы — гармоничное сочетание оттенков.
  • Бумагопластика — формирование полых скульптур. Техника не имеет отношения к оригами, поэтому для работы понадобятся дополнительные приспособления (клей или двусторонний скотч, проволока, декоративные элементы и другое).
  • Декорирование и создание объёмных фигур с помощью гофротрубочек — полос гофрированной бумаги, накрученных на палочку или карандаш, а затем сжатых. Благодаря такой подготовке материал хорошо держит форму. Из него можно делать цветы и другие поделки.
  • Квиллинг — искусство бумагокручения, в результате которого можно получить как плоские, так и объёмные композиции. Готовая работа обычно состоит из нескольких скрученных в спирали длинных и узких полосок, каждая из которых называется модулем.
  • Папье-маше — изготовление изделий из бумажной массы с клеящим веществом. Это очень популярный способ получения игрушек и масок, характеризующихся хорошей прочностью.

Но бумагой, творчество, конечно, не ограничивается. В его рамках можно использовать большое число материалов и техник.

По типам рукоделия

Эксклюзивным мальтийским плетением является ганутель. С его помощью создают блестящие, изящные и лёгкие цветы. В работе используются спиральная проволока, нити и бисер. Но некоторые мастера включают в работу даже настоящий жемчуг.

В живописи популярность набирает техника, называемая энкаустикой. Она заключается в рисовании расплавленными красками, связующим веществом в которых является воск. Благодаря необычности состава и состояния применяемых материалов картина получается очень яркой.

Для создания изображения также может быть применена нитяная графика — вышивка шерстяными или шёлковыми нитями по картону или бархатной бумаге. Шитьё можно осуществлять в технике пэчворк. Она заключается в нашивании тканных и вязаных элементов на основу. Чаще всего пэчворк применяют для создания покрывал или сумок.

В технике оригами можно использовать не только бумагу, но и ткань. Если это натуральный шёлк, рукоделие называют Цумами Канзаши. Из ткани складывают цветы, формируя лепестки с помощью щипчиков или пинцета, а затем наклеивают их на основу. Украшение обычно используют для шпилек и гребней для волос, но ему можно найти и любое другое применение.

Каждый человек в разнообразии видов искусства может найти то занятие, которое будет ему по душе. Оно, безусловно, будет полезным, ведь, помимо положительных эмоций, мастер получает красивую вещь, которую можно продать, подарить или просто оставить у себя и любоваться собственноручно выполненным произведением.

Источник: https://nauka.club/kulturologiya/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.