Познавательное развитие детей во второй младшей группе. Познавательное развитие во второй младшей группе на тему «Дерево и его свойства

Познание | Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию и экспериментированию во второй младшей группе

Познавательное развитие детей во второй младшей группе. Познавательное развитие во второй младшей группе на тему «Дерево и его свойства

Неганова Светлана Фаритовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ №3
Населённый пункт: р.п.

Приютово Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию и экспериментированию во второй младшей группе “Какая ты, вода?”
15.08.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад комбинированного вида №3 р.п. Приютово

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

Конспект непосредственно – образовательной

деятельности по познавательно-речевому развитию и

экспериментированию во второй младшей группе

«Какая ты, вода?»

Подготовила: воспитатель

Неганова С.Ф.

2014год

Цели:

– образовательная: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах,

текучесть), уточнить значение её для всего живого;

– развивающая: развивать познавательную активность в процессе

экспериментирования; активизировать речь детей; развивать

любознательность, мышление детей;

– воспитывающая: воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и

других детей, умение аккуратно работать.

Программные задачи:

Познавательно-речевое развитие.

Познание:

обогащать

представления

детей

о

свойствах

воды (вкус, цвет,

запах,

текуче сть),

развивать

детское

экспериментирование

и

исследовательскую

деятельность,

развивать

наглядно-образное

мышление,

знакомить с преобразованиями предметов;

Коммуникация: учитьслышать речь взрослого, обращенную к группе детей,

адекватно реагировать на обращение действием и

доступными речевыми

средствами, обогащать словарь

детей, ввести в активный словарь детей

слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;

Социально-личностное развитие.

Социализация: стимулировать развитие интереса к совместным играм со

взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть,

развивать эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать,

формировать умение общаться – откликаться на предложение общения,

устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в

различных видах деятельности;

Безопасность:

учить

быть аккуратным в движениях и перемещениях,

соблюдать двигательную безопасность.

Физическое развитие.

Физическая культура: воспитание интереса к физическим упражнениям и

совместным подвижным играм в группе.

Художественно-эстетическое развитие.

Художественное творчество: знакомить с необычным изобразительным

материалом и нетрадиционным способом рисования, учить рисовать простые

предметы, живые объекты и явления окружающей действительности разной

формы.

Материал и оборудование: стаканы с водой (по количеству детей), с соком,

пустые стаканы, сахар, камушки, зелёнка, марганцовка, ложечки, краски,

кисточки, ватман, печатки.

Ход НОД:

Воспитатель. – Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы

создать хорошее настроение. Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно

быть внимательными, слушать друг друга.

Воспитатель – Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости,

поздоровайтесь с ними. Я сегодня шла в детский сад и кого-то встретила.

Отгадаете загадку и узнаете кто это.

«Бегу я из крана:

Кап-кап-кап.

По песенке моей: с-с-с

Узнайте меня».

Кто это? (Водичка-капелька) (Показ игрушки-капельки).

«Здравствуйте, дети! Я капелька,

Вот какая крошка,

Захотела поиграть с

Вами я немножко!

Игра: «Капельки и тучка».

Ход игры:

Летела по небу мама тучка. (Взявшись за руки, образуют круг.) Вылетели из

неё

капельки

и

полетели

на

землю:

попрыгали,

поиграли. Капелька

с

капелькой

поздоровались

и

потекли

весёлые

ручейки

(образуют

пары).

Встретились ручейки и стали большой речкой (соединились в одну цепочку).

Плывут капельки большой рекой. Текла речка, путешествовала и попала в

большой, пребольшой океан (дети перестраиваются в круг и идут по кругу).

Плавали- плавали капельки в океане и вспомнили, что их мама тучка ждёт, а

тут

как

раз

солнышко

выглянуло.

Стали

капельки

лёгкими

(присевшие

капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под

лучами солнца и вернулись к маме тучке.

Капелька: А вы знаете, что без воды нельзя прожить? Она всем нужна,

чтобы пить, мыться. Я когда к вам летела, заметила полянку. Посмотрите,

кого вы здесь видите? (Ответы детей) Они пришли к речке, чтобы напиться.

Капелька: Ой,

ребята,

посмотрите!

В

речке

нет

воды!

Что

же

делать?

(Ответы детей) Давайте позовём дождик! (Налить воду из лейки в места для

воды).

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Зря в окошко не стучи,

Только нас не замочи!

Брызни в поле пуще,

Будет травка гуще.

Включается звук дождя.

Воспитатель: Слышите, как дождик капает? Давайте с ним поиграем.

Физминутка

Дождик капнул на ладошку

(правой рукой касаемся левой)

На цветы –

(круговое движение правой рукой)

И на дорожку –

(обе руки перед собой)

Льется, льется – ой, ой-ой!

(покачивание головы)

Побежали мы домой

(бег на месте).

Воспитатель: Ребята, в речке что течёт? (Вода). А когда дождик идёт, что из

тучек капает? (Вода) Давайте возьмём два стаканчика. Один с водой, другой

– пустой. Попробуйте перелить воду из одного стаканчика в другой. Что

делает вода? (Течёт, льётся) Значит, вода – это жидкость.

Воспитатель: А теперь, посмотрите, у вас на столах по два стаканчика.

Один стаканчик с соком, другой – с водой. Попробуйте сначала сок. Какой у

него вкус? Теперь попробуйте воду. Какой у неё вкус? Что мы выяснили?

( Дети: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.)

Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в

стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель

демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на

вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы

детей).

Воспитатель: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества,

которое в неё добавишь.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в прятки. У вас есть камушки,

спрячьте их в воде. Получилось спрятать? Почему не получается? Вода

прозрачная, в ней всё видно. Вода не имеет цвета, она бесцветная.

Воспитатель.– Ребята, а я знаю, как можно камушки в воде спрятать. Хотите

научиться? На столе у воспитателя 3 стакана с водой, зелёнка, марганцовка,

краски с кисточкой. (Этот опыт проделывает только воспитатель).

Воспитатель.– Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик

(марганцовку). Что произошло? (Ответы детей) Вода изменила свой цвет. А

теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что

произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей). Вы тоже

можете покрасить воду. Возьмите на кисточку краску иопустите в воду.

Получилось? Молодцы, вы настоящие волшебники.

Воспитатель: Ну что, Капелька, тебе понравилось с нами играть?

Капелька: Очень понравилось! Но мне пора возвращаться к своим

сестричкам.

Воспитатель: Ребята, давайте для капельки и её сестричек нарисуем их

портрет! Мы будем печатать. Возьмите по одной печатке, обмакните в краску,

приложите к ватману и слегка надавите. Уберите печатку с листа и

посмотрите, что получилось. (Капелька) Напечатайте капельки по всему

листу.

Капелька: Очень красиво получилось! Я приглашу сестричек-капелек

посмотреть на ваш рисунок. Но мне пора, до свидания!

Воспитатель: До свидания, Капелька, прилетай к нам ещё!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с капелькой? Что мы сегодня

узнали о воде? (Мы узнали, что воду можно переливать, она бесцветная,

безвкусная, но может изменить цвет и вкус. Мы рассказали, для чего нужна

вода.)

Источник: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=5841

Занятия и игры для познавательного развития в младших группах

Познавательное развитие детей во второй младшей группе. Познавательное развитие во второй младшей группе на тему «Дерево и его свойства

До трех лет каждое действие ребенка совершается с целью познания мира. Даже тогда, когда кажется, что он играет, на самом деле происходит процесс анализа предмета, в мозг поступает огромное количество ощущений. Далее они формируют базовое знание о предмете, которое используется в повседневной жизни для нормального функционирования.

В младших группах детского сада есть возможность проводить занятия, которые целенаправленно развивают и подталкивают ребенка к познавательной и исследовательской деятельности. В дальнейшем это благотворно скажется на всех этапах взросления и формирования личности.

Познавательно-исследовательская деятельность

Такая деятельность детей в 1 и 2 младших группах состоит из различных этапов.

Этапы познавательной деятельности имеют следующую структуру:

  1. Формулировка проблемы, когда воспитатель занимается постановкой главной цели.
  2. Изучение информации – дети могут выдвигать предположения на счет поставленной темы, объяснять самостоятельно, почему происходит так, а не иначе.
  3. Постановка практического решения – воспитатель предлагает шаги исследования проблемы.
  4. Сбор материалов – дети и педагог вместе подготавливают те вещи, которые понадобятся для практического эксперимента.
  5. Проведение опыта — обязательно задействовать всех детей в группе.
  6. Анализ и формулировка выводов.

Обратите внимание! При этом виды познавательной деятельности могут быть либо стихийными, либо организованными. Спонтанная деятельность начинается в том случае, если ребенка что-то резко заинтересовало. Организованная – в случае правильной мотивации и под контролем воспитателя.

Материалы для познавательной деятельности

Мотивация и задача занятий

Познавательное развитие в младшей группе проходит под девизом: «Ребенок добывает знания». То есть любое занятие, какое на первый взгляд кажется баловством, может оказаться процессом познания (поломал игрушку – изучил ее строение).

Важно! Задача воспитателя – организовать ситуации, которые могут вызвать у группы интерес и удивить новизной. Так первые месяцы в младших группах связаны с исследованием помещения, новых людей. Но вскоре все изучено, и ребенок начинает скучать. Задача преподавателя — предотвратить такой застой.

Задача познавательно-исследовательской деятельности — дать простор для деятельности наглядно-действенному мышлению, которое характерно для детей в младшей группе. Кроме того важно дать возможность переживать практический опыт. Все это сформирует в характере постоянное стремление к исследованию окружающего мира, любовь к знаниям и любопытство.

Чтобы мотивировать ребенка заниматься по предложенному воспитателем алгоритму, можно задействовать следующие рычаги:

  1. Игровая мотивация – в процессе игры возникает проблема, и дети должны ее решить. Например, ситуация: «Помогите игрушке найти свой дом».
  2. Помощь взрослому – младшим нравится помогать старшим, общаться с ними на равных. Дети проявляют интерес к совместной деятельности.
  3. «Научи меня» — взрослый просит ребенка научить его чему-нибудь или объяснить тему.
  4. Создание предметов – детям понравится мастерить поделки для собственного пользования.

  Уроки дорожной безопасности для детей в детском саду

Стоит помнить правила мотивирования:

  • нельзя навязывать младшим виденье игры;
  • надо учитывать мнение ребенка, он имеет право не хотеть чем-то заниматься;
  • за полученный результат надо хвалить.

Важно! Нельзя прибегать к мотивации «Помощь взрослым», полностью перекладывая работу на ребенка и оставляя его справляться с задачей в одиночестве. Взрослый и ребенок – это команда, которая работает вместе, активно при этом общаясь.

В первой младшей группе необходимо сконцентрировать занятия вокруг тем, которые:

  • обеспечат безопасность дома и на улице;
  • помогут в быту;
  • сформируют знания об окружающей среде.

Обратите внимание! Например, полезно познакомить с водой: для чего она нужна, какими свойствами обладает, почему нельзя прикасаться к кипятку или купаться без взрослых.

Детям в этом возрасте надо меньше сидеть и больше щупать, исследовать, ломать и познавать самостоятельно. Поэтому надо дать возможность двигаться, при этом не получая эмоциональную и физическую перегрузку.

Темы, которые будет полезно поднять в ходе занятий по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе:

  1. Овощи и фрукты.
  2. Съедобное и несъедобное.
  3. Домашние животные.
  4. Погода.
  5. Предметы домашнего обихода, посуда и мебель.
  6. Мои друзья – как надо заводить новых знакомых и поддерживать с ними общение.
  7. Игра с губкой – знакомство с предметами, которые впитывают воду.
  8. Вода – изучение свойств и назначения.
  9. Живая и неживая природа.

Уход за комнатными растениями

Обратите внимание! В этот период идет комплексное развитие ребенка, поэтому надо совмещать исследовательское направление с другими видами деятельности. Например, можно подключать логопедические упражнения, отрабатывать артикуляцию на занятиях, активизировать мелкую моторику рук и другое.

Длительность занятия

Продуманное занятие не будет переутомлять детей. Допускается делать перерывы или организовывать урок в несколько этапов. Так одно занятие не должно идти дольше 30 минут. Важно чередовать виды деятельности, чтобы ребенок не успевал заскучать, расфокусировать внимание или утомиться.

Во второй младшей группе можно проводить различные занятия.

Пример тем, которые можно поднять с целью познавательного развития во второй младшей группе по ФГОС:

  • агрегатные состояния вещества;
  • изменения состояний природы;
  • дикие и домашние животные и птицы;
  • изучение материалов, которые тонут и плавают;
  • праздники и традиции;
  • весна и осень, зима и лето;
  • народные приметы;
  • одежда и погода.

Временной план

Есть усредненная длительность занятий, которая основывается на возрасте учеников. Исходя из этого, возможно построить временной план занятий:

  • младшая группа – 15 минут;
  • вторая младшая группа – 20 минут;
  • средняя группа – 25 минут;
  • старшая группа – 30 минут.

Важно! Во время каждого занятия должна проводиться зарядка или активная игра, чтобы дети имели возможность размяться.

Пример временного плана одного занятия:

  1. Мотивация и создание игровой ситуации – до 5 минут.
  2. Дидактическая игра или обучающий момент – 3-5 минут.
  3. Подвижная зарядка – 3 минуты.
  4. Проведения эксперимента – 10 минут.
  5. Итоги – до 2 минут.

Уголок в классе для изучения природы

https://www.youtube.com/watch?v=4gM0xYy6SOM

Для детей в возрасте 1,5-4 лет характерно стремление собственноручно проверить правдивость утверждений. Только на практике можно узнать, что в случае удара предмет разбивается, что вода растекается, а мыло невкусное, хоть и приятно пахнет.

Непроизвольное внимание и память – еще одна особенность. На практике это означает, что ребенок не сможет сконцентрироваться и запомнить на слух инструкции взрослого. Поэтому, чтобы занятие состоялось, надо постоянно возвращать внимание ребенка к предмету разговора.

Важно! Все, что происходит, должно быть занимательным, интерактивным и привлекать внимание. В любой момент занятия ребенок должен быть готов включиться в практическую деятельность. Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции.

На занятиях, которые посвящены практично-исследовательской деятельности детей, можно поднимать любую тему. Более того, они прекрасно подходят для интегрирования в другие направления обучения (речь, чтение, ИЗО, арифметика).

Главное, над чем должен задуматься преподаватель, это как дать ребенку возможность поучаствовать в практической деятельности. Исследования не должны ограничиваться детским садом.

Хорошо, если родители будут продолжать домашнее обучение.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/zanyatiya-i-igry-dlya-poznavatelnogo-razvitiya-v-mladshih-gruppah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.