Познавательно-исследовательская деятельность в доу. Презентация.Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Содержание

Альманах педагога |

Познавательно-исследовательская деятельность в доу. Презентация.Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Корякина Надежда Игорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ – детский сад № 40 “Березка”
Населённый пункт: г. Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: “Что такое познавательно- исследовательская деятельность?”
14.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Что такое познавательно- исследовательская деятельность?

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует

понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она

выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить,

углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие

вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в

умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в

умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Результатом познавательно-исследовательской деятельности являются знания.

Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты

живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по среде

обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое

вызывают у детей этого возраста особый интерес. Вопросы ребёнка

обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как

источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений.

Организация самостоятельной работы и руководство ею — это сложный

процесс. Воспитание самостоятельности рассматривается как составная часть

воспитания детей. Но, следует помнить, что самостоятельная работа не

самоцель. Она является лишь средством получения прочных знаний,

формирования у детей самостоятельности, активности и развития их

интеллектуальных способностей.

Познавательно-исследовательская деятельность занимает не менее важное

место в организации самостоятельной деятельности дошкольников, чем

игровая. Эта деятельность прогрессирует в наш век модернизации, но это не

является новшеством в образовании, еще в начале ХХ века известный

прогрессивный общественный деятель России, врач и педагог Лесгафт П.Ф.

писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам

заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось

действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие

то, что он сделал сам и достиг без указания других». [24].

По мнению психологов познавательно-исследовательская деятельность

является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи

развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской

деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в

новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются

такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность,

креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок

получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность

самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более

осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.

Что же такое познавательно-исследовательская деятельность?

Исследовательская

деятельность,

по

мнению

А.И.

Савенкова,

следует

рассматривать

как

«особый

вид

интеллектуально-творческой

деятельности,

порождаемый

в

результате

функционирования

механизмов

поисковой

активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая

форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта

(носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности»,

целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме

тех или иных исследовательских действий.

Говоря

о

познавательно-исследовательской

деятельности,

мы

имеем

в

виду

активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей,

связей

между

явлениями

окружающего

мира,

их

упорядочение

и

систематизацию.

Структура поисковой деятельности:

принятие

от

взрослого

или

самостоятельное

выдвижение

детьми

познавательной задачи;

анализ ее условий с помощью взрослого или самостоятельно;

выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах

решения познавательной задачи;

отбор

способов

проверки

возможных

путей

решения

познавательной

задачи;

непосредственная проверка выбранных способов решения и выдвинутых

предположений, корректировка путей решения по ходу деятельности;

анализ полученных фактов и формирование выводов;

обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.

Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по

А.И. Савенкову):

Шаг 1.Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось

бы разрешить. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то

необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все

кажется привычным, ясным и простым.

Шаг

2.Выбор

темы

исследования.

Исследование

процесс

бескорыстного

поиска неизвестного, новых знаний.

Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том,

зачем

проводится

исследование).

Примерные

формулировки

целей

исследования обычно начинаются со слов: выявить, изучить, определить…

Шаг

4.

Определение

задач

исследования

(основных

шагов

направления

исследования).

Шаг

5.

Выдвижение

гипотезы

(предположения,

догадки,

недоказанной

логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения

событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше,

тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете,

посмотреть на ситуацию с другой стороны).

Шаг

6.

Составление

предварительного

плана

исследования.

Для

того,

чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем

узнать что-то новое о том, что исследуем?».

Шаг 7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать

выводы.

Шаг

8.

Указать

возможные

пути

дальнейшего

изучения

проблемы.

Для

настоящего

творца

завершение

одной

работы

это

не

просто

окончание

исследования, это начало работы следующей.

Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного

возраста:

опыты (экспериментирование);

коллекционирование;

путешествие по карте .

Задачи познавательно-исследовательского процесса

Задачи, которые выполняет познавательно-исследовательская деятельность в

ДОУ:

1.

Увеличивать количество знаний об окружающей среде.

2.

Обучить детей рационально распределять время, составлять план

действий, уметь сделать вывод.

3.

Научить детей пользоваться приборами для экспериментов.

4.

Правильно словесно комментировать процесс, тем самым развивать

культуру речи.

5.

Создавать необходимые условия для свободных опытов и исследований.

Виды познавательно-исследовательской деятельности

Можно выделить два вида такого рода деятельности:

1.

Ребенок сам является источником деятельности, ставит цель и

различными способами ее достигает. Он удовлетворяет свое любопытство,

потребность в познании.

2.

Взрослый организует исследовательский процесс, в результате которого

ребенок учится, как нужно действовать.

Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям,

необходимо уметь пробудить в ребенке интерес.

Источники организации исследовательской деятельности

К таким источникам можно отнести:

События, происходящие в настоящее время: общественные или явления

природы.

Воспитатель может сам заинтересовать детей каким-либо предметом,

задавая наводящие вопросы.

Вымышленные события из художественного произведения, которое

воспитатель читал детям.

Исследование может коснуться предметов, которые приносят дети в

группу и, особенно, заинтересовали сверстников.

Можно организовать наблюдение за живыми организмами, и

экспериментировать с неживыми.

Технологические аспекты исследовательской работы

Технология познавательно-исследовательской деятельности заключается в

выборе разных занятий-исследований, которые могут заинтересовать детей.

Очень важно привлечь внимание ребенка, разбудить в нем любопытство.

Им могут быть предложены такие формы познавательно исследовательской

деятельности:

Постановка экспериментов, опытов – дети находят причинно-

следственные связи и отношения.

Классифицирование предметов, например, к такому виду деятельности

относится коллекционирование – дети осваивают родовидовые отношения.

Путешествие по миру при помощи карты – ребята осваивают понятие

пространства и соотношение разных миров, стран.

Путешествие во времени – дети представляют себя путешественниками,

рассматривая разные исторические события. И так из прошлого в

настоящее.

Направленность исследовательской деятельности

Организация работы воспитателя прежде всего предполагает планирование

познавательно-исследовательской деятельности. При этом должны быть учтены

направления этого процесса, и не должна теряться связь между ними.

Существуют следующие темы познавательно исследовательской деятельности:

Изучение предметов неживой природы и живых организмов, а также их

свойств.

Рассмотрение физических явлений (свойства магнита, света,

электричества, звука).

Можно остановиться на изучении предметов, которые создал человек

своими руками, например, бумагу, резину, ткани и так далее.

Изучение своего организма (глаза, уши, нос, руки, ноги, кожа).

Как поддерживать интерес ребенка

Существует несколько рекомендаций для воспитателей и родителей, чтобы

познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ, и не только,

стимулировалась в ребенке.

Необходимо поощрять у ребенка любознательность. Ему необходимы

новые знания, впечатления.

Всегда надо одобрять и помогать ребенку проводить эксперименты с

разными материалами, веществами. Не мешать узнавать новое, непонятное

и помогать в этом.

В случае своего отказа или запрета проводить тот или иной эксперимент,

надо объяснить свой отказ, не оставлять вопрос почему без ответа.

Хвалить ребенка за его желание, активность. С ранних лет учить доводить

все до конца.

Расспрашивать ребенка о его намерениях, чего он хочет добиться, как он

это будет делать. Это научит его высказывать свои мысли и правильно их

формулировать.

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме

познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в

свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной

проблеме. Таким образом, используя экспериментирование, познавательные

задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного

развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный

переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности

дошкольников.

Правильная организация познавательно-исследовательской деятельности

поможет педагогам и родителям вырастить умного, образованного и

любознательного человека.

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=22453

Квест-игра для педагогов ДОУ «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности»

Познавательно-исследовательская деятельность в доу. Презентация.Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности при реализации в образовательном процессе требований ФГОС ДО в части реализации задач по организации у детей познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах реализации задач организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
  • Активизировать мыслительную деятельность воспитателей.
  • Способствовать сплочению всех педагогов членов команды.
  • Учить педагогов взаимодействовать и понимать личную ответственность за достижение общего результата.

Оборудование: жетоны для жеребьевки, таблички с названиями станций, маршрутные листы, 2 конверта (желтого и зеленого цвета) с заданиями, карточки-буквы (знаю, опыт), пособие по изготовлению лэпбука (клей, ножницы, карточки и т.п.), различный материал для проведения опыта.

Ход мероприятия

При входе в зал, педагоги берут фишки и садятся за тот стол, на котором такого же цвета фишка.

Ведущий. Невозможно представить наше общество без такой необходимой профессии, как воспитатель детского сада.

Именно в дошкольном возрасте закладываются моральные принципы и взгляды, основы жизненной позиции, формируется характер ребенка.

Поэтому воспитатель должен быть мудрым и добрым, грамотным специалистом, для которого воспитание детей не просто профессия, но и призвание.

Хочется нашу сегодняшнюю встречу начать со слов Конфуция:

«То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.»

Современные ученые осмыслили изречение, приписываемое Конфуцию и выразили его на языке цифр: от, что мы слышим, – 10 %, то, что мы видим, – 50 %, то, что мы делаем сами – 90 %.

Поэтому предлагаю вам поучаствовать в квесте «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности».

Вам необходимо пройти все станции, согласно маршрутного листа, если на станции есть команда, другая по прибытию на нее, не может выполнять задание, а перемещается на следующую станцию.

Все станции расположены в здании детского сада, каждая станция обозначена вывеской. Вам нужно пройти все испытания и найти клад. За каждое пройденное испытание каждая команда получает по одной букве.

По завершению квеста, обе команды собирают из данных букв слово, без которых немыслимы ни теория, ни практика.

Время прохождения квеста – 45 минут. За опоздание начисляются штрафные очки.

Для определения результатов игры и выявления сильнейших представляю состав жюри.

Игра эта командная, поэтому, у нас есть 2 команды за разными столами и перед тем как нам начать квест, нужно размяться.

Разминка «Стихоплет»: 5 мин

– Все вы умеете рифмовать слова, поэтому командам предлагается закончить начатое стихотворение, используя опорные слова (ФГОС, любознательность (ный), эксперимент (опыт, дети). По завершению придуманное стихотворение зачитывается.

1 команда

1. Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак…

2. Весной везде повсюду лужи,
В ручьях кораблики плывут…

3. Все любят послушных, приветливых детишек,
Капризных, упрямых – не любит никто…

2 команда

1. Родители, часто сердясь и бранясь,
С ребенком теряют душевную связь…

2. Генетику можно во всем обвинять,
На зеркало даже не стоит пенять…

3. Чтобы значимость другому показать,
Щеки вовсе и не надо надувать…

Ведущий. Итак, не будем терять время, начнем нашу игру.

Первое задание, командам необходимо в течение 3 минут придумать название и представить себя.

Команды представляют свои визитки, затем им раздаются маршрутные листы, определяется время старта и финиша.

Станция «Умная голова» – буква «О», «З» (кабинет заведующего)

Командам предлагается 3 задания из области «Познавательное развитие»:

Задание № 1. Исправь ошибку в определении.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта взрослого.

Ответ: (ребёнка)

Задание № 2. Что не включает образовательная область «Познавательное развитие» по ФГОС?

– Формирование элементарных математических представлений. – Развитие познавательно-исследовательской деятельности. – Ознакомление с предметным окружением. – Ознакомление с космосом. – Ознакомление с социальным миром.

– Ознакомление с миром природы.

Ответ: Ознакомление с космосом.

Задание № 3. Какие виды деятельности позволяют реализовать содержание образовательной области «Познавательное развитие» дошкольников?

Ответ:

1. Музыкальная деятельность 2. Трудовая деятельность 3. Коммуникативная деятельность 4. Познавательно – исследовательская деятельность 5. Чтение художественной литературы 6. Продуктивная деятельность 7. Игровая деятельность

8. Двигательная деятельность

Станция «Угадайкино» – буква «!», «!» (кабинет старшего воспитателя) –  10 минут

Командам предлагается разгадать кроссворд, в котором встречаются слова, имеющие отношение к познавательно-исследовательской деятельности.

По горизонтали:

1. Один из этапов исследования. 2. …. развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. 3.

Одна из ведущих форм развития познавательной деятельности дошкольников. 4. Научное предположение, выдвигается для объяснения каких-нибудь явлений.

5. Основной метод исследований.

Это научный процесс, целенаправленное воздействие, при успешной реализации которого поддерживается или опровергается гипотеза.

По вертикали:

1. Качество ребенка, которое характеризует его как стремящегося получать все новые и новые знания, умения и навыки. 2. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является? 3. Способность человеческого мышления к критическому самоанализу. 4. Умозаключение.

5. Бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку, но многим живым существам.

Станция «Будь внимателен» – буква «Т», «А» (кабинет завхоза) 10 минут

Командам предлагается 2 задания для размышления.

Задание № 1. Какому возрасту соответствует опыт?

1. Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти (2-3 года)

2. Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну — в воду, другую в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет (5-6 лет)

3. Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. (3-4 года)

4. Вода не имеет формы. Налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом пролейте на пол. Что происходит с водой? (4-5 лет)

Задание № 2.Педагогическая ситуация

Дети задают нам взрослым очень много вопросов на различные темы. Давайте представим такую ситуацию.

Мама с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» – и слышит ответ: «Ты плачешь и
небо плачет».

Согласны ли Вы с ответом мамы? ___

Как, по Вашему мнению, отвечать на вопросы «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался? ___

Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка? ___

Что следует учитывать при ответах на вопросы детей? ___

Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал.

Станция «Очумелые ручки» – буква «Ы», «Н» – (спортивный зал) 12 минут

Командам предлагается изготовить лэпбук «Юный исследователь».

Станция «Лабораторская» – буква «П», «Ю» (последняя станция – муз. зал) 10 минут

Эксперимент рождается не просто: Порой – с наивного вопроса. Порой – со странного ответа. Он долго зреет в тайне где-то Когда сомнений нет уж боле – Он вырывается на волю, Нам отдаёт себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось.

Посмотрим, что же получится у нас? Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей и поэкспериментировать.

Придумайте опыт из предложенного материала. Продемонстрируйте (1-2 минуты) (педагогам предлагаются различные материалы).

Заключительный этап

Осталось составить из полученных букв слова. Что у вас получилось? Какой клад вы сегодня нашли? Наградой для всех участников игры стало получение знаний, которые педагоги могут применить на практике.

Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё знать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

Ведущий. Прошу наше жюри подвести итоги игры.
Пока жюри подводит итоги применим имеющиеся вами знания.

Творческое задание для педагогов

Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.

Незнайка, Винни-Пух, Карлсон, Нильс, Алиса.

Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.

Винни-Пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.

Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.

Нильс – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске гнома, чтобы узнать тайну его заклятия.

Алиса – её поведение не исследовательское, скорее познавательное и любознательное.

Чего, на ваш взгляд, для этого не хватает?

Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает.

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения?

В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны.

Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-Пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья.

Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.

Подведение итогов, награждение

А закончить нашу квест-игру я бы хотела Притчей «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Что имел ввиду бог, оставив кусочек глины? (ответы)

Все в наших руках!

20.12.2019

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/678499/

Презентация опыта работы воспитателя ДОУ «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность» ⋆ Планета Детства

Познавательно-исследовательская деятельность в доу. Презентация.Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — это способность к познанию.

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Исходя из задачи, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию.

Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. (слайд №2) Продуманная организация деятельности по познавательному развитию детей, основанная на инновационных методах, позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.

В ходе целенаправленной работы по познавательному развитию у дошкольников формируются познавательные интересы, повышается уровень познавательной активности, расширяется активный словарный запас, совершенствуются навыки группового взаимодействия и сотрудничества, дошкольники проживают ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые являются стимулом их личностного развития.

Разрабатывая модель организации познавательного интереса, мы поставили следующую цель: (слайд №3)

  • формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.

Нами были поставлены следующие задачи:

  • —создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;
  • расширять представления детей об окружающим мире;
  • научить планированию, поиску и умению делать выводы;
  • —развивать связную речь;
  • создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;
  • —создавать благоприятные условия для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности;
  • вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

Предусматривались следующие этапы реализации работы: (слайд№4)

Они  представлены вашему вниманию на экране, четко выделены этапы, сроки, цели реализации работы.

Работу по познавательному развитию мы начали  с проведения диагностики (слайд№5)  по методике В.В.Гербовой и Т.И.Гризик для того, чтобы определить уровень познавательного развития, результаты вы видите на экране.

Мною была изучена (слайды№6) и подобрана методическая литература и разработан проект на три года работы по развитию познавательного интереса дошкольников. (слайды№7) В этот проект вошли 10 долгосрочных проектов и 9 краткосрочных проектов. (слайды №8).

Для реализации проекта по развитию познавательного интереса дошкольников было проведено родительское собрание по теме: (слайд№9)  «Создание условий для  проектно-исследовательской деятельности дошкольников», на котором родители ознакомились с основными направлениями нашей работы. (слайд№10) Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в совместной работе, в создании условий в группе для успешной реализации проекта.

Для  успешного решения поставленных задач совместно с родителями  была создана образовательная среда, в которую вошли (слайд№11) центр экспериментирования, разнообразные пособия: дидактические игры и упражнения, (слайд№12) иллюстрации, схемы, алгоритмы,  альбомы  презентации и многое другое.

Создана полочка «Умных книг» и библиотека художественной литературы, (слайд№13) которые позволяют в образовательной деятельности стимулировать потребность ребенка в познании окружающего мира и себя. Детьми, с помощью родителей были изготовлены книжки – самоделки, которые пополнили библиотеку группы.

(слайд№14)

В уголке художественно – эстетического развития собраны альбомы с различными видами народных промыслов, познакомиться с которыми могут не только дети, но и родители.

Созданные совместно с родителями и детьми мини – музеи «Весёлые матрёшки», «Изделия из дерева», «Утварь Бабушки Федоры»(слайд №15)  позволили расширить знания детей об окружающем мире на наглядном примере.

А мини-музей коллекций, (слайд №16) созданный в группе, позволил каждому ребенку показать свою коллекцию и рассказать о ней.

(слайд №17) Материалы коллекций широко используются в проведении опытно-экспериментальной деятельности, в играх, в инсценировках.

После предварительной работы по созданию образовательной среды нам необходимо было вовлечь воспитанников и их родителей в целенаправленную работу по познавательному развитию. Мы разработали цикл НОД, (слайд №18) где дети проявляли свою самостоятельную активность, выражали инициативу, высказывали умозаключения.

Формами работы были представлены все виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, изобразительная и продуктивная.

(слайд №19)  Например, знакомство детей с ВОВ проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята узнали о подвигах наших солдат, о страданиях взрослых и детей, прошедших войну, смотрели хроники военных лет, презентации, (слайд №20) собирали альбомы, где размещены фотографии бабушек, дедушек –  участников войны, участвовали во всероссийском конкурсе рисунков «Галерея Великой Победы», (слайд №21) создавали уголок памяти, ходили на экскурсию в музей, возлагали  цветы  к вечному огню, встречались с ветеранами, участвовали в празднике «Мы гордимся и помним!» (слайд №22)

Дети охотно и с увлечением участвовали во всех мероприятиях, делясь впечатлениями не только, друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и родителями.

Наряду с традиционными методами и  приемами  в своей работе мы решили использовать метод (слайд №23) макетирования. Знакомство с окружающими явлениями природы возможно не только посредством наблюдений, изготовлением (слайд №24) поделок, но изготовлением макетов на различные темы. В своей работе  мы используем макеты для «погружения» детей в лексическую тему.

Знакомство детей с объектом происходит постепенно. (слайд №25)  Мы читаем детям произведения художественной литературы по теме, рассматриваем иллюстрации, презентации, проводим экскурсии. В процессе подготовки к работе с (слайд №26) макетом организуем поисково-исследовательскую деятельность — собираем различную информацию, создаем фотоальбомы, гербарии.

После такой большой подготовительной работы вместе с детьми приступаем к (слайд №27) изготовлению макета, обсуждаем все его компоненты. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения, в ходе которого дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, (слайд №28)  пополняют свой словарный запас.

Благодаря макетированию обычное занятие превращается в увлекательную деятельность.

За три года работы нами были разработаны 19 проектов, при реализации которых повысился познавательный интерес дошкольников, пополнилась образовательная среда группы, родители стали полноправными участниками образовательного процесса.

Например, (слайд №29)  в ходе реализации долгосрочного проекта «Злаки» на занятиях познавательного цикла «От колоска до каравая», «Как колосок на стол хлебом пришёл», «Хлеб войны», в нашей группе появилась коллекция злаков, (слайд №30) исследовательские альбомы «Откуда хлебушко пришёл?», «Хлеб – всему голова», «Как колосок хлебом на стол пришёл».

  Были изготовлены (слайд №31) дидактические игры из макарон «Сложи узор» и «Собери бусы», дидактическое пособие для рисования манкой. (слайд №32) Совместно с детьми и родителями была подготовлена выставка картин, выполненных из различных видов крупы, проведено совместное (слайд №33) с родителями занятие «Мёд – подарок полей».

Были проведены (слайд №34) тематические развлечения «Хлеб – всему голова» и «Осенины – осени Именины». (слайд №35)

В процессе осуществления образовательной деятельности мы создавали стимулы для регулярного целенаправленного включения детей в совместную познавательную деятельность путём включения в  дидактические  игры, проектно-исследовательскую деятельность, метод макетирования, активно воздействующие на познавательное развитие детей. Взаимодействие ребенка и взрослого в игре, создание совместных проектов, помогли (слайд №36)  повысить уровень познавательного развития наших воспитанников, о чем свидетельствуют следующие показатели диагностики по методике В.В.Гербовой и Т. И. Гризик на заключительном этапе работы, результаты вы видите на экране.

Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность актуальна и очень эффективна. (слайд №37)  Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки.  Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. (слайд №38)

В ходе совместной проектно-исследовательской деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к положительной динамике познавательного развития детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Я планирую продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более эффективно решать проблемы (слайд №39) познавательно — исследовательского развития воспитанников  в соответствии с ФГОС ДО.

Спасибо за внимание!

 Стрижнёва Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ детский сад №4, г. Нелидово, Тверская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Как разместить статью на сайте
и получить сертификат к аттестации?

Источник: https://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/prezentaciya-opyta-raboty-vospitatelya-dou-razvitie-poznavatelnogo-interesa-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-proektno-issledovatelskuyu-deyatelnost.html

Презентация на тему: Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

Познавательно-исследовательская деятельность в доу. Презентация.Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Детскоеэкспериментирование

2

Слайд 2: Познавательная деятельность

– это сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

3

Слайд 3: Цель познавательной деятельности дошкольников

– развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

4

Слайд 4: Задачи познавательной деятельности дошкольников

– вызвать интерес к поисковой деятельности;- учить детей видеть и выделять проблему эксперимента;- принимать и ставить перед собой цель эксперимента;- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;- развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность;- обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

5

Слайд 5: В иды познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

1. Активность самого ребенка, при которой он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д.

6

Слайд 6: В иды познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

2. Организация воспитателем, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

7

Слайд 7: Алгоритм организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

– формулирование проблемы (познавательной задачи );- выдвижение предположений, отбор гипотез, выдвинутых детьми;- проверка предположений, гипотез;- подведение итогов и вывод;- фиксация результатов

8

Слайд 8: Основные положения познавательной деятельности дошкольников

1. Познавательная деятельность тесно связана: с практикой с развитием мышления и воображения.2. Необходимо использовать различные средства в развитии познавательных способностей детей.3. Экспериментирование является основным методом развития познавательной деятельности детей

9

Слайд 9: Экспериментирование

– это способ материального воздействия человека на объект с целью исследования этого объекта, его свойств и связей.Особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением, вызывать или прекращать его,изменять это явление.

10

Слайд 10: Детское экспериментирование

«претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка ».«…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения ».( Н.Н.Подьяков, 1995)

11

Слайд 11: Детское экспериментирование

тесно связано с такими видами деятельности как:наблюдение ;т руд ;развитие речи;изобразительная деятельность;формирование математических представлений.

12

Слайд 12: Достоинства детского экспериментирования

– дети получают представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;- идет обогащение памяти ребенка;- активизируются мыслительные процессы ребенка;- развивается речь ребенка;- происходит накопление фонда умственных умений;- формируется самостоятельность, целеполагание;- развивается эмоциональная сфера и творческие способности ребенка;- формируются трудовые навыки;- укрепляется здоровье за счет повышенияобщего уровня двигательной активности.

13

Слайд 13: Направления экспериментальной деятельности дошкольников

Живая природа: наблюдение за растениями, насекомыми, животнымиНеживая природа: изучение свойств материалов: дерева, пластмассы и т.д.Человек

14

Слайд 14: Виды экспериментов

По месту проведения:в групповой комнате;на участке;в лесу, в поле, огороде и т.д.По причине их проведения:случайные;з апланированные;п оставленные в ответ на вопросПо характеру познавательной деятельности детей:иллюстративные;п оисковые;решение экспериментальных задачПо количеству детей :индивидуальные;подгрупповые;коллективные (вся группа)

15

Слайд 15: Условия для проведения экспериментирования Уголка экспериментирования

Требования к уголку:безопасность для жизни и здоровья детей;достаточность;возрастные особенности детей;доступность расположения.

16

Слайд 16: Основное оборудование уголка экспериментирования

– приборы : весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;- сосуды из различных материалов : стекла, металла, пластмассы;- природные материалы : листья, песок, глина, земля, семена;- медицинские материалы : пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;- бросовый материал : пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;- прочие материалы : зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

17

Слайд 17: Дополнительное оборудование уголка экспериментирования

детские халаты;клеенчатые фартуки;полотенца;контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

18

Слайд 18: Необходимо иметь в уголке экспериментирования

– карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге ( на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента );- индивидуальные дневники экспериментов.

19

Слайд 21: Организация опытно-экспериментальной деятельности

Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников.Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а так же с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира.

22

Слайд 22: Отличительные особенности проведения детского экспериментирования:

1. Детское экспериментирование свободно от обязательности.2. Не следует строго регламентировать продолжительность опыта3. Не следует строго придерживаться заранее намеченного плана4. Дети не могут работать, не разговаривая

23

Слайд 23: Отличительные особенности проведения детского экспериментирования:

5. Необходимо учитывать право ребенка на ошибку.6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности.7. При проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные особенности детей.8. Соблюдение правил безопасности

24

Слайд 24: Отличительные особенности проведения детского экспериментирования:

9. Уметь применять адекватные способы вовлечения детей в работу.10. Тщательный выбор способа введения ребенка в целостный педагогический процесс.11. Правильная организация этапа анализа результатов и формирование выводов.

25

Последний слайд презентации: Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: Формы организации опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

познавательные занятия;беседы;дидактические и развивающие игры и упражнения;сюжетно-ролевые игры;эксперименты и опыты;использование мультимедиа;фотосессии;картотека опытов;конкурсы, праздники и развлечения.

Источник: https://slide-share.ru/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-doshkolnikov-260690

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.