Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения. Система упражнений для детей с нарушением зрения

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия с детьми старшего дошкольного возраста тема:

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения. Система упражнений для детей с нарушением зрения

развитие зрительного восприятия и зрительных функций.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

  • учить пониманию зашумленности изображения;
  • развивать зрительную память;
  • формировать навыки использования осязания в процессе предметно-практической деятельности;
  • упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства;
  • упражнять, стимулировать и активизировать зрительные функции детей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • расширять представления детей о разнообразии подводного мира;
  • укреплять познавательные отношения, развивая целостное восприятие мира природы;
  • активизировать словарь детей;
  • профилактика ОРВИ с помощью дыхательных упражнений.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • воспитывать у детей доброжелательность, взаимовыручку, желание прийти на помощь в трудную минуту;
  • воспитывать у детей интерес к участию в совместных дидактических, развивающих играх.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

мультимедийный проектор, экран, видеозапись «подводный мир»,

изображение батискафа, картинки с изображениями морских рыб (мурена, манта), ракушка с запиской, карта,

таблица с нарисованными морскими обитателями (морской конёк, морская звезда, морская черепаха, кит, дельфин, акула),

картинка с «зашумленными» рыбами, сундук.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

изображения морских обитателей; фигурки морских животных;

удочки; пустые таблицы из 6 клеток; карточки с силуэтами морских животных (морской конёк, морская звезда,

морская черепаха, кит, дельфин, акула); муфточки; объёмные цифры; тренажёры-осьминоги;

карточки с точечным рисунком; фломастеры; медали.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент:

Дети, вы любите путешествовать? (Да)

Тогда я, предлагаю вам, отправиться в подводное путешествие, где можно полюбоваться красотой подводного мира,

увидеть и открыть тайны морских глубин.

А как вы думаете, на чём мы можем отправиться в подводное путешествие? (Ответы детей)

А что необходимо взять с собой, на морское дно? (Ответы детей)

Каких морских обитателей можно встретить в подводном мире?

Вы знаете, это первое подводное путешествие и оно может быть опасным и трудным.

Поэтому лучше «опуститься» на морское дно всем в месте в батискафе.

А вы знаете, что такое батискаф? (ответы детей) Батискаф – это глубоководный аппарат для изучения морского дна.

(Показ картинки тискафа)

Вы готовы к погружению? (Да)

Тогда проходите в наш батискаф и занимайте места.

Основная часть:

Приготовились к погружению! Включаю сигнал! И батискаф пошёл в глубину.

(Включается видеозапись «Подводный мир»)

Спустимся на дно морское.

Там кораллы словно ветки,

Водоросли изумрудом раскачались без ветра,

Вот проплыла рыба-игла,

Как змея ползёт мурена.

Ребята, вы на экране видели необычных и наверное вам незнакомых морских обитателей.

Хотите, я, расскажу вам, о них? (Ответ детей)

Это рыба – манта. У неё плоское, похожее на ромб тело, которое может достигать шести метров в длину.

Широкий рот расположен на переднем конце головы и выглядит как щель, глаза находятся по бокам головы.

Хвост у такого огромного животного тонкий и короткий, как хлыстик.

Широкая спина манты синего или чёрного цвета, а брюхо белое.

Плавают манты не как рыбы, а по другому, изгибая бока ромба, как бы махая крыльями.

Питается она мелкими рыбёшками и креветками.

За свой внешний вид и издаваемые звуки моряки прозвали манту морским дьяволом.

А это рыба – мурена. Тело у неё длинное, гибкое.

Голова с маленькими глазками, а в полуоткрытом рту видны длинные острые зубы.

Она плавает или ползает по дну, изгибаясь, как змея.

Окраска мурен бывает разной: коричневая со светлыми пятнами или светло-серая с зелёным рисунком.

Мурена всегда живет в каких-нибудь коралловых пещерах или в расщелинах между камней.

Проплывающую добычу хватают зубами, молниеносно выскакивая из своего укрытия.

Они нападают только тогда, когда незваные гости вторгаются на их территорию и им приходится её защищать.

Знаете, ребята, и рыбы, и осьминоги, и кораллы – всё это принадлежит владыке морей, царю Нептуну.

Давайте найдём первую рыбку, от которой мы и начнём свой путь. (Дети находят первую рыбку)

Ребята, а под рыбкой-то задание.

Выполним его мы тут,

И продолжим дальше путь.

1. «Запомни и повтори»

Детям демонстрируется таблица с морскими обитателями, в течение 10-12 сек.

Затем дети по памяти выкладывают картинки с изображениями морских обитателей.

Молодцы, все справились с заданием.

Хорошо у вас с вниманием.

Мы немножко отдохнём,

И дальше в путь пойдём.

Зрительно-пальчиковая гимнастика:

Я весёлый осьминог

У меня так много ног

Чтоб удобно было мне

Жить среди камней на дне.

Сильным, ловким быть стараюсь

Опускаюсь. Поднимаюсь.

С рыбкой в танце закружусь,

И на камни опущусь.

Карта всех к себе зовет,

Ведь задание нас ждет.

Найдем вторую рыбку мы глазами,

Чтоб испытание пройти нам с вами.

(Дети находят вторую рыбку)

2. «Таинственные невидимки»

Детям предлагаются карточки с точечным рисунком, которые необходимо соединить, для получения рисунка.

Молодцы красивые рыбки у вас получились.

Карта всех к себе зовёт

Ведь задание нас ждёт.

К третьей рыбке подойдём

И задание, найдём. (Дети находят третью рыбку)

3.«Сколько рыбок спряталось?»

Педагог показывает картинку с «зашумленными» рыбами.

Детям необходимо сосчитать, сколько рыбок спряталось на картинке, и найти такую же цифру в муфточке.

Молодцы, ребята, верно нашли

Карта всех к себе зовёт,

Ведь задание нас ждёт.

К четвёртой рыбке подойдём,

И сокровище скоро найдём. (Дети находят четвёртую рыбку)

4. «Поймай такую же рыбку»

Детям раздаются карточки с рыбками, которых они должны поймать в море удочкой.

Молодцы, все справились с заданием.

Быстро время пробежало

И минут осталось мало

К крабу в гости мы пойдём,

И сокровище найдём.

(Дети находят сундучок с сокровищами, где лежит записка от Нептуна)

У нас осталось немного воздуха, чтобы подняться на поверхность. Проходите в батискаф и занимайте места.

Заключительная часть:

Педагог читает записку от Нептуна.

«Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно, быстро, дружно и трезубец вновь обрёл свою волшебную силу.

И каждому из вас дарю золотую монету на память».

(Детям раздаются шоколадные медали)

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Включается видеозапись «Подводный мир».

Что нового вы узнали сегодня? (Ответы детей)

Вам, понравилось подводное путешествие? (Ответы детей)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Интернет ресурс: http://www..com/watch?v=57Kbia9JtDc
  2. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: Из опыта работы / Под ред. М.И. Земцовой. – М.: Просвещение, 1978, – 93 с.
  3. Подколзина Е.Н. – Некотрые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология, 2001г.- № 2.
  4. Подколзина Е.Н. – Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология, 2005г.- № 6.
  5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003г.
  6. Тамбиев А.Х. – Кто в море живёт?: книга для чтения детям. – М.: «Дрофа», 2008. – 45 с.

Источник: http://protasova.nios.ru/content/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8E-%D0%B7%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D1%81-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в ДОУ для детей с нарушением зрения (средняя группа) «На лесной поляне (насекомые)»

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения. Система упражнений для детей с нарушением зрения

Задачи:  —  расширять  и  пополнять представления детей  о различных насекомых (учить  называть  части  тела  насекомых,   замечать  цвет,  величину,  объяснять  способ  передвижения),     закреплять  обобщающее  понятие  «Насекомые»;

               — формировать умение различать  изображения   с  пересекающимися   контурами,  соотносить  контурные  изображения  с  цветными;

               — учить  анализировать  образец  насекомого,  составленный    из геометрических     фигур,  составлять  целое  из  частей  с  опорой   на  зрительный  образец;

               — развивать  прослеживающую  функцию  глаз,  зрительное  и  слуховое внимание,  память,  мышление,  графо-моторные  навыки.

Материал:  —  карточки с пересекающимися контурами насекомых (на каждого ребенка),  цветные изображения этих же насекомых  для игры «Узнай по контуру»;

                     —  игрушки  из  набора  «Насекомые»  для игры  «На  лесной поляне»;

                     — опорные картинки для сказки  «Ленивая  пчелка»;

                     — наборы геометрических фигур (в соответствии с образцом)  для  задания  «Выложи  насекомое»;

                     — карточки  для  упражнения  «Обведи по точкам»;

                     —  фломастеры.

Предварительная работа:   составить  вместе  с  детьми  схему  леса  на  магнитной  доске.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.Игра «Узнай по контуру».

У  детей картинки с пересекающимися  контурами  насекомых,  справа  на  картинке  три  пустых квадрата.

Педагог:   — Ребята, посмотрите внимательно на свои картинки и назовите, кого хотел нарисовать  художник?   (ответы детей)      Положите  в  пустые  клеточки  цветные изображения.  Назовите  одним  словом,  кто  это?       (дети:  — Это  насекомые)

  1. Беседа. Вместе  с  детьми  рассмотреть насекомых.   Обратить  внимание  на  цвет, величину.   Назвать  части  тела  насекомых.
  2. Упражнение «На  лесной  поляне».  

Педагог:    —  Ребята,  в  прошлый  раз  мы  с  вами  выложили  на  магнитной доске  очень  красивый  лес.     Вот  только  насекомых  в  нашем  лесу пока нет.    Вы хотите, чтобы в нашем лесу жили насекомые?

Дети  рассаживают  насекомых  и  объясняют  их  местоположение).   Пример:

— Жук  прилетел   на  дерево.

— Муравей  приполз  к  муравейнику.

 И  так далее.   Последней появляется  пчела.

— Пчела  прилетела  на  цветочную поляну.

Педагог:   —  Ребята,  мне  кажется,  я знаю  эту  пчелку.   Да  это  же  Ленивица!

Садитесь  на  свои  места.  Я  расскажу  вам  сказку.

Жила-была  в  улье  пчелиная  семья.  Все  пчелы  в  ней  работали.  Они  собирали  цветочный  нектар  и  делали  из  него  вкусный  мед  на  зиму.   И  только  одна    пчелка  ничего  не  делала.  Ее  так  и  звали – Ленивица.  Целыми  днями  она  летала  над  цветочками  и  пила  сладкий  сок.

Но   вот  наступила  зима,  и  Ленивица  осталась  без  меда.  Стала  она  просить  мед  у  подруг,  но  они  с  ней  не  делились.  Только одна  пчела  пожалела  Ленивицу  и дала  ей  меда.  Стало  Ленивице  грустно  и  стыдно.  Она  пообещала,  что  следующим  летом  будет  трудиться  наравне  со  всеми.

     (Рассказ  педагога  сопровождается  показом  опорных  картинок).   Обсуждение  сказки.

  1. Зрительная  гимнастика     «Полосатая  пчела». 

Полосатая   пчела                        Дети прослеживают глазами за полетом пчелы

Торопилась,  как  могла.             (траектория  восьмерки).

 Раз, два, три, четыре, пять      Моргают  глазами.

Будем мы  с  пчелой  играть.

 Она  летает  высоко,                  Движения  по  тексту.

Она  летает  низко.

Улетает  далеко,

Прилетает  близко.

 Пчела  по  кругу  полетела,         Круговые  движения  глазами.

Словно  яркий  огонек.

 Опустилась  на  поляну,              Движения  глазами  вправо — влево.

Собирать  цветочный  сок.

  1. Задание «Выложи   насекомое».

Педагог:   —  Ребята,  у  Ленивицы  совсем  нет  друзей.  А  ей  так  хочется  познакомиться  с  другими  насекомыми.  Давайте  ей  поможем.

(Рассматривание  и  анализ  образца  насекомого, составленного  из  геометрических  фигур:  стрекоза,  божья  коровка).  После  обсуждения   дети составляют  насекомое   с  опорой  на  зрительный  образец.

  1. Упражнение «Обведи  по  точкам».

Педагог:    —  Ребята,  Ленивице  пора  возвращаться  в  свой  улей.  Давайте  ей  в  подарок  нарисуем  рисунки    (дети  обводят  насекомых  по  точкам).

Соснина  Екатерина  Владимировна,
учитель-дефектолог,
ГБОУ  Школа  № 868, г. Москва, Россия

Статья размещена в авторской редакции     

Как разместить статью на сайте
и получить сертификат к аттестации?

Источник: https://planetadetstva.net/vospitatelam/korrekcionnaya-rabota-vospitatelam/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-zritelnogo-vospriyatiya-v-dou-dlya-detej-s-narusheniem-zreniya-srednyaya-gruppa.html

Портал педагога |

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения. Система упражнений для детей с нарушением зрения

Касьянова Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 89 “Крепыш”
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Конспект открытого занятия по формированию зрительного восприятия для детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) с нарушением зрения.”
04.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект открытого занятия по формированию зрительного восприятия для детей старшего дошкольного

возраста (6-7 лет) с нарушением зрения.

Тема: «В гостях у Смурфиков».

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

– развитие зрительного восприятия

– Развитие зрительного-моторной координации.

Коррекционно-образовательные:- закрепление знаний о цвете.

Коррекционно-воспитательные: – формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.

Оборудование: Интерактивный комплекс, магнитная доска, раздаточный (карточки «Найди 10 отличий», смурфики) и

демонстрационный (Ватман «Страна смурфиков) материалы, фломастеры, пазлы.

Специальные условия: окклюдоры, очки, щадящий зрительный режим

План:

1.

Вводная беседа. Встреча гостя.

2.

Зрительная гимнастика.

3.

Дидактическая игра «Найди тень смурфика»

4.

Дидактическая игра «Где домик смурфика?»

5.

Динамическая пауза

6.

Зрительная гимнастика

7.

Дидактическая игра «Найди отличия».

8.

Подведение итогов. Вручение подарка.

Ход занятия

Этап занятия

занятие;

виды работы.

Действия педагога

Действия детей

Демонстрационны

й и раздаточный

материал.

Вводная часть.

Встреча гостя.

Дети входят в кабинет.

Тифлопедагог рассаживает их

по местам согласно

требованиям врача-

офтальмолога.

– Здравствуйте ребята.

К нам на занятие сегодня

пришел один очень важный

гость. Вы знаете его?

– Правильно, это смурфик.

Наш гость предлагает

отправиться в его волшебную

страну, где живет много

смурфиков. Ребята, мы поедем

с ним?

– Здравствуйте

– это Смурфик

– да

Интерактивная

доска с

изображением

Смурфиков

Основная часть

Зрительная

гимнастика

Но перед этим нам с вами

нужно подготовиться.

Педагог включает зрительную

гимнастику «Бабочка».

Вот теперь мы готовы.

Дети следят за

движением бабочки.

Дидактическая игра

«Найди

теньсмурфика»

На интерактивной доске

изображен смурфик и его

разные тени.

– Ребята, а вы знаете как зовут

Дети не знают как

Интерактивный

комплекс

нашего друга? Смурфика зовут

Растяпа. А все потому что он

всегда все теряет. Вот и

сегодня он и еще 2 его друга

потеряли свои тени. Давайте

поможем им их найти?? Какие

вы молодцы, так дружно

справились.

зовут смурфика

– Давайте

Дидактическая игра

«Где домик

смурфика??»

На магнитной доске на

ватмане нарисована страна

Смурфляндия.

– А теперь мы отправляемся в

смурфляндию. Посмотрите

какие красивые у смурфиков

домики. Правда ребята??

– Вот только где все жители??

– Ребята, посмотрите на своих

столах, под фломастерами нет

ли там смурфиков??

– Ну конечно, вот они. Давайте

поможем нашим друзьям

найти свои домики??

– Посмотрите как красиво и

ярко у смурфиков в стране.

Дети переводят свое

внимания на

магнитную доску

– Да

– Мы не знаем.

Дети находят

смурфиков под

фломастерами.

Дети выходят к доске

по 2 человека и находят

каждому смурфику

домик (цвет крыши

домика и цвет шапки

смурфика одинаковые)

Ватман с

нарисованными

домиками,

смурфики по

количеству детей,

магнитная доска

Динамическая пауза

Ребята а вы делали сегодня

зарядку??

Вот и смурфики не делали.

Давайте сделаем вместе с

– нет

– Да

Дети повторяют

видеоролик

ними??

Включается видеоролик.

движения по образцу.

Зрительная

гимнастика

Молодцы ребята мы

отдохнули. Надо и глазкам

отдохнуть. Садитесь на свои

места. Снимите очки.

Включается музыка.

Проведение зрительной

гимнастики.

Дети выполняют по

инструкции

тифлопедагога

зрительную

гимнастику

Дидактическая игра

«Найди отличия»

– Ребята смурфики

приготовили для нас задание.

Вот такие карточки с

фотографиями наших друзей.

Нам с вами нужно найти

отличия. Справимся ребята с

таким заданием?? Возьмите

красный фломастер и обведите

все отличия.

– Да.

Дети выполняют

задание. Затем сверяют

с образцом на доске.

Картинки с 10

отличиями,

фломастеры

Заключительная

часть

Подведение итогов.

Вручение подарка.

Какие вы молодцы.

Справились с таким сложным

заданием.

Ребята, вам понравилось

занятие?

И мне понравилось с вами

путешествовать. В память о

нашем занятии я хочу

подарить вам подарок.

Педагог дарит пазлы.

– Да

Пазлы

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=30847

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.