Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (старшая группа).

Содержание

Дидактические игры по формированию звуковой культуры для детей раннего возраста

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (старшая группа).

Задача: формирование правильного и отчетливого произношения звука ч.

Материал: игрушки — мяч, черепаха, 2—3 ярко окрашенные бумажные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50 см и прикрепляют к шнуру на расстоянии 30 см друг от друга), 2 стойки.

Ход игры

В группу входит Клоун (в роли Клоуна может выступить и сам воспитатель.) У него в руках яркий мяч. После того, как он поздоровается и покажет несколько интересных, сложных для выполнения детьми упражнений с мячом, дарит его детям.

Дидактическая игра «Мой веселый звонкий мяч».

Игра детям знакома, поэтому внимание стоит заострить на четком произношении звука ч в словах, чтобы мяч не «обиделся» и не ускакал слишком далеко.

Игра повторяется несколько раз. В последний раз, после слов: «Ты куда помчался вскачь», мяч падает из рук Клоуна, катится и сталкивается с черепахой. (Помощник воспитателя незаметно для детей кладет ее на ковре.) Дети садятся вокруг черепахи, называют ее, рассматривают.

Клоун. Это моя знакомая черепаха. Она добрая, ласковая и очень любит друзей. Летом черепаха играла с бабочками, которые порхали в воздухе.

Шнур с бабочками натягивается между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Дети дуют на них. Нужно следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе и не поднимал плечи, дул на едином выдохе, не добирая воздух, не надувая щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть ребенок должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Клоун. Черепаха медленно ползла по траве.

Дети облокачиваются на стол, подоконник или полку. Кисть выгнута вверх, кончики пальцев опущены вниз, средний палец выставлен вперед (голова черепахи). Кисть перемещают по поверхности, по очереди вынося вперед пальцы рук.

Клоун. Бабочки садились черепахе на спину, и она их катала. Но вот пришла зима. Бабочек не стало. Черепахе очень грустно, одиноко, и она поспешила к нам. Черепаха устала, но очень хочет с вами поиграть! Давайте покатаем ее на поезде.

Подвижная игра «Поезд».

Дети произносят звукоподражание «чух-чух-чух».

Дидактическая игра «Звонкий комарик».

Задача: формирование правильного и отчетливого произношения звука з.

Материал: потешка «Идет коза рогатая», игрушки — коза, зайка, комар, указка с закрепленной на конце ниткой.

Ход игры

Дети находятся на ковре. За дверью слышен громкий стук. Воспитатель вносит козу, читает потешку «Идет коза рогатая», выделяя интонационно звук з. Свободная рука «бодает» деток. Затем воспитатель просит детей показать, как коза бодается, читает повторно потешку.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный палец и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и охвачены большим пальцем.

Дети рассматривают козу (белая, пушистая, рогатая…). Коза объясняет, что шла в гости к своему другу, но нигде его не может найти. Может быть, он в группе? У него очень звонкая песенка. Коза уже слышит ее. Дети прислушиваются.

Дидактическая игра «Где звенит комарик?».

Дети находят комарика, рассматривают (маленький, легкий…), поют его песенку. Когда комарик прятался, он пел свою песенку тихо. Когда дети нашли его, он запел громко.

Воспитатель прикрепляет комарика к нитке на указке. Комарик «летит» на уровне лиц детей, стоящих по кругу. Когда комарик «подлетает», ребенок на него дует — «отгоняет». Необходимо следить, чтобы вдох ребенок делал через нос, выдох — через рот.

Комарик обижается и улетает вверх. Воспитатель поднимает указку над головой у детей. Дети подпрыгивают, стараются поймать комарика. Комарик летает и встречается со своей подружкой козой, рассказывает, что пришел не один, а с зайчиком.

Дети рассматривают зайчика (серый, пушистый, маленький, длинноухий…).

Дидактическая игра «Кораблик».

Задача: формирование правильного и отчетливого произношения звуков р, р’, п, ы.

Материал: стихотворение А. Бар-то «Кораблик» и А. Пушкина «Ветер по морю гуляет» (отрывок из сказки), лист бумаги, таз с водой, матросская шапка, веревочка, кораблики.

Ход игры

Воспитатель привлекает внимание детей к изготовлению кораблика способом оригами. Когда кораблик готов, педагог опускает его на воду в таз. Кораблик не тонет, плывет по поверхности воды. Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Пушкина «Ветер по морю гуляет…».

В. Но вот налетает порывистый ветер, он дует неровно: «п-п-п».

Дети повторяют и стремятся пригнать кораблик к определенному месту. Взрослый следит за тем, чтобы звук п произносился на одном выдохе 2—3 раза и не надувались при этом щеки.

Дети замечают, что кораблик качается, плывет то в одну, то в другую сторону. Кораблику трудно бороться с ветром, волнами, а поможет ему капитан.

Воспитатель надевает матросскую шапку, привязывает к кораблику веревку и тянет кораблик, читая стихотворение А. Барто «Кораблик». Дети проговаривают знакомые слова, интонационно выделяя звук p.

В. Почему кораблик не тонет? Потому что похож на ковшик.

Воспитатель показывает детям, как можно построить кораблик своими ладошками: обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Кораблики плывут и гудят: «ы-ы-ы». Когда они уплывают далеко, звук ы произносится тихо, когда кораблик близко — громко.

Воспитатель предлагает детям взять на прогулку бумажные кораблики. На прогулке дети играют с ними в луже или желобе с водой, гудят, как кораблики. Воспитатель читает стихи, дети проговаривают знакомые слова.

Дидактическая игра «Ласковый дождик».

Задача: формирование правильного и отчетливого произношения звука ж.

Материал: стихотворение В. Цвынтарного «Жук», жук, игрушка уж, емкость с водой, бубен, русская народная песенка «Дождик, дождик…».

Ход игры

Дети выходят на участок, любуются природой. Среди травы замечают жука. Называют его, рассматривают. Вдруг жук расправляет крылышки и взлетает.

Пальчиковая игра «Жук».

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, дети шевелят ими и произносят: «ж-ж-ж».

В. Почему улетел жук?

Дети осматривают траву и находят ужа, повторяют название за воспитателем, рассматривают желтые пятна. Уж извивается и «уползает» в траву. Дети пальчиком на песке рисуют, как уползал уж.

Воспитатель опускает кисть руки в емкость с водой и брызгает на детей.

В. Дождик пошел. Капельки капают и на жука, и на ужа, и на дорожку. Сначала дождик закапал тихо: «Кап-кап-кап». (Дети тихо повторяют: «Кап-кап-кап».) Потом застучал сильнее: «Кап-кап-кап!» (Дети повторяют громче: «Кап-кап-кап!») Опять тихо капает дождик и потом перестает.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Дети гуляют — воспитатель звенит бубном, чтобы детям было веселее играть. Когда начнется дождь — воспитатель стучит в бубен. Игра повторяется несколько раз, меняя звучание бубна.

Дидактическая игра «Фруктовый салат».

Задача: формирование правильного и отчетливого произношения звука с, с’.

Материал: сувенир, муляжи смородины, апельсина, ананаса, корзинка, фрукты и ягоды: смородина, апельсин, ананас; посуда: салатник, десертные тарелочки, ложки, нож, сахарница с сахаром, разделочная доска, салфетки, передники.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям о дне рождения Саши. Дети поздравляют именинника, дарят подарки, изготовленные накануне воспитателем вместе с детьми.

Подвижная игра «Каравай».

Именинник принес для детей угощение — показывает корзинку. Дети любуются фруктами, вдыхают аромат. Следует обратить внимание на то, чтобы вдох дети делали через нос. Рот при этом закрыт. Выдох — через рот: «ах-х-х».

В. Сашина мама хотела приготовить для детей фруктовый салат, но у нее не хватило времени. Давайте мы приготовим салат сами.

Дети идут мыть руки. Открывают кран: «с-с-с» — льется вода. Малыши надевают передники, усаживаются вокруг стола.

Воспитатель берет гроздь смородины, называет. Дети повторяют. Чтобы приготовить салат, нужно ягоды отделить от веточки. Первую оторванную ягоду дети пробуют на вкус — кислая.

Педагог напоминает о том, что ягоды нежные, сочные, их нужно осторожно отрывать от веточки и класть на тарелочку. Веточки дети складывают в отдельную посуду. Когда работа закончена — все ягоды ссыпают в большой салатник.

Все действия воспитатель сопровождает словами, интонационно выделяя звук с.

Воспитатель показывает апельсин, чистит. Дети называют фрукт, определяют цвет, запах, вкус, деля золотистый апельсин на дольки.

А вот душистый ананас воспитатель чистит сам, режет его на кусочки, дает попробовать детям.

Затем дети моют руки, снимают передники. Воспитатель перемешивает салат, раскладывает каждому в тарелочку. По желанию детей можно салат посыпать сахаром.

У некоторых детей может быть аллергия. В этом случае салат для них готовится отдельно — без компонента, вызывающего аллергическую реакцию. Дети кушают салат и благодарят именинника за угощение. Взрослый следит за тем, чтобы каждый ребенок говорил «спасибо» громко, но не кричал.

В конце занятия можно поиграть в игру «Кто рассказывает?».

Воспитатель ставит одного из детей рядом с собой спиной к остальным. Кто-нибудь из детей берет с подноса муляж и рассказывает: «Я взял и держу в руке ананас». Затем кладет его на поднос и возвращается на место.

В. Угадай, кто держит в руке апельсин?

Если ребенок узнает товарища по голосу, все хлопают в ладоши, узнанный занимает место водящего. Если ребенок ошибается, то водит еще раз.

А. Шупикова

Источник: https://vscolu.ru/razvitie-rechi/didakticheskie-igry-po-formirovaniyu-zvukovoj-kultury-rechi-u-detej-rannego-vozrasta.html

Дидактические игры по звуковой культуре речи в старшей группе

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи (старшая группа).

Звуковая культура в старшей группе — это фонематическое восприятие, четкое произношение слов, умение проводить языковой и звукобуквенный анализа. Работа над развитием речи подготавливает дошкольника к дальнейшему успешному обучению грамоте.

Как провести занятие по звуковой культуре речи в старшей группе

В старшем дошкольном возрасте дети могут связно выражать свои мысли в правильно построенных предложениях. Нужно стремиться к тому, устные ответы детей содержали не только логическую последовательность, а были оформлены с правильной интонацией, произнесены отчетливо и внятно.

На речевом занятии «Звуковая культура речи» в старшей группе

Дошкольники понимают многозначность слов, могут подбирать синонимы. Они читают стихи, соблюдая вопросительную или восклицательную интонацию. Все эти упражнения используются для формирования связной речи ребенка.

Развитие речи для последующего обучения грамоте в старшей группе

К шести годам ребенок полностью овладевает произношением звуков, но орфоэпические ошибки в речи детей наблюдаются часто. Поэтому в старшей группе и проводятся занятия по развитию речи, задачи которых могут быть следующими:

  • укрепить артикуляционный аппарат дошкольника;
  • научиться четко выговаривать в словах свистящие и шипящие звуки;
  • различать произношение похожих звуков;
  • развивать фонематический слух: определять, где стоит слог, произносимый с большей силой.

Важно! Логопеды называют звуки [с] — [з], [с] — [ц], [ш] — [ж], [ч’] — [щ’], [с] — [ш], [з] — [ж], [ц] — [ч’], [с] ([с’]) – [щ’], [л] — [р] считаются трудными, потому что разница в произношении парных звуков малозаметна.

Восприятие звуков на слух связано с укреплением артикуляции речевого аппарата и усвоением правильного произношения. Работа воспитателя в этом направлении построена по определенному принципу:

  • упражнения в различении звуков на слух при произношении их в случайном порядке;
  • ребенку предлагается назвать слова с оппозиционными звуками, произнести их в определенном порядке;
  • задания на подбор слов, относящиеся к разным частям речи.

Заключительным этапом будут задания по построению собственных высказываний.

Я рассказываю

План-конспект занятия на тему «Встречаем птиц» в старшей группе

Цель:

  • познакомить детей с весной как временем года, жизнью птиц в этот период;
  • воспитывать трепетного отношение к пернатым;
  • развивать внимание, учить запоминать информацию.
  • развитие речи дошкольника

Ход занятия

  1. Воспитатель читает стихотворение-загадку о весне. Показывается репродукция картины о весне, дети должны назвать признаки весны, мотивировать свой ответ. Определить, какие звуки весенние звуки можно услышать в музыке.
  • Лингвистическая игра «Дополни предложение»;
  • Игра «Птичья весна»: воспитатель задает детям вопросы о птицах.
  • Беседа «Чем похожи все птицы?»;
  • Игра «Назови, кого не стало» (с фланелеграфа убирается изображение птицы).

Развитие словарного запаса (О чем загадка? Зачем птицы строят домики? Определить правильную последовательность картинок и составить рассказ).

  1. Итог занятия: ребята открывают волшебную шкатулку.

Помогают усваивать материал презентации о птицах.

Структура речевого занятия в ДОУ

Открытое занятие по звуковой культуре речи может быть построено следующим образом:

В помощь воспитателю

  1. Вводная часть воспитатель должен дать мотивацию всего занятия. Это можно сделать от лица литературного персонажа. Персонаж-помощник обрисовывает проблемную ситуацию, решение которой дети будут находить в парах, группах. Такой подход подталкивает детей к размышлениям, учит их соотносить свое мнение с другими.
  2. В ходе занятия используются различные приемы — наглядные, практические. После каждой части занятия проводится анализ деятельности детей от лица персонажа-помощника. Если ребенок не справился с целью, воспитатель нацеливает его на дальнейшую неделю тематических занятий.
  3. В течении всего занятия дети много говорят, к этому их побуждает воспитатель, задавая самые различные проблемные вопросы.

Важно! В структуре речевого занятия в ДОУ должны четко прослеживаться 3 части.

Дидактические игры по звуковой культуре речи в старшей группе

Дидактические игры по развитию звуковой культуры можно проводить не только на специальных занятиях. Во время утренней гимнастики можно провести артикуляционную гимнастику, на прогулке поиграть с детьми в мяч, побуждая их отчетливо произносить слова. Дидактическими играми с карточками, пазлами, картинками, написанием линий для развития руки можно увлечь ребенка в вечерние часы.

Цели игр по ЗКР

Упражнения по развитию звуковой культуры речи — это игры, в которых необходимо соблюдение правил. Они создаются с единственной целью — развить речь дошкольника.

Систематическое проведение дидактических игр помогут ребенку:

  • запомнить новые слова;
  • научиться связно говорить;
  • уловить разницу между словами, которые звучат похоже;
  • узнать о формах слова, связях слов в словосочетании;
  • научиться говорить с разной интонацией;
  • составлять высказывания, участвовать в диалоге.

Обратите внимание! На дидактическом занятии ребенку становится интересно, он лучше запоминает.

Учимся подбирать слова с заданным звуком

К 6 годам ребенок способен определять, какие звуки имеются в словах и самостоятельно подобрать определенные слова. Чтобы продолжалось развитие фонематического слуха детям предлагаются игры и упражнения, в которых нужно отыскать заданные звуки. Набор игр по формированию звуковой культуры в старшей группе может быть таким:

  • «Поймай звук!» — остановить говорящего хлопком в ладоши, если он услышит слово с заданным звуком.
  • дошкольнику интересно называть слова, начинающиеся с определенного звука; можно усложнить задание: «Назови то, что начинается на «А» и заканчивается на «З»;

Нам интересно все

  • предлагается вспомнить слова, последний звук которых такой же, как и в слове «сыр»;
  • исправить ошибки в произношении;
  • ребенок-архитектор нарисует в воздухе букву, сложит ее из палочек, солист — пропоет букву.

Важно! Проводить обучать ребенка в игре, чтобы у него не пропадал интерес. к систематическим занятиям.

Обучение звуковому анализу

При обучении письму и чтению исходным процессом является звуковой анализ, умение правильно определить количество звуков в слове, дать фонетическую характеристику каждому звуку, указать место каждого звука.

Трудности со звуковым анализом наблюдается у детей с проблемами в речевом развитии. Малыш не может последовательно воспроизвести звуков в словах. Он ориентируется только на смысл слова.

Например, взрослый просит назвать звуки в слове «сок», а ребенок говорит «малиновый, абрикосовый».

Если ребенку дать набор букв и попросить прочитать слов, он не сможет этого выполнить, поэтому важно обучение звуковому анализу, иначе ребенок не научится писать.

Работаем над дикцией

Дошкольник должен обладать хорошей дикцией. Такое умение развивается постепенно, по мере того, как развивается артикуляционный аппарат.

Обратите внимание! Ребенок должен уметь четко произносить каждый звук, слова и предложения.

Контролировать самостоятельно свою речь дети не могут, поэтому нечетко произносят окончания слов, пропускают слова. В электронном каталоге можно найти примеры различных упражнений:

Произношение скороговорки «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки» на вдохе — выдохе. Ребенок должен сказать всю фразу и использовать весь запас набранного воздуха. если воздух остался, значит, нужно учить дошкольника правильно распределять дыхание.

  • «Вежливый поклон»
  • Дети поднимаются на носки, делают вдох, расставив руки в стороны. Наклоняются, постепенно складывая руки — выдох.

При систематических упражнениях у ребенка развивается речевое дыхание, артикуляции, улучшается дикция.

Тетрадь дошкольника

Учимся образовывать новые слова от исходных

Первоначальные сведения о том, как образуются слова в языке, ребенок получает в детском саду. На упражнениях по словообразованию у дошкольника развивается интерес к произнесенному слову, возникает желание сказать правильно: «Я построил слово так, как его говорят другие».

Примеры о том, как образовывать новое слово, но и на малоизвестных словах.

Обратите внимание! Чтобы дошкольник правильно подбирал словообразовательные морфемы, необходимо научить его выполнять семантический анализ. Можно использовать дидактические упражнения (ответить на вопрос, подобрать парное слово) или эмоциональные (придумывать «собственные» слова).

Нужно указывать детям на ошибки в образовании («драчуниха», «болтовник»). Словесные упражнения, направленные на дифференциацию суффиксов мужского и женского рода, представлены ниже:

  • У кого какая мама;
  • Мы спортсмены: Дети заканчивают предложения: катается на лыжах — лыжник, прыгает — прыгунья. Аналогично прорабатываются темы «Кем я буду», «Кто служит в армии»;
  • Назови машину одним словом«;
  • Найди одно слово вместо двух.

Картотека игр с целями для развития ЗКР в старшей группе

Постоянные упражнения такого характера расширяют словарный запас дошкольника, учат его правильно образовывать слова.

Игры на развитие словарного запаса (проводятся с мячом)

  • Мяч бросай, животных (птиц, друзей) называй. Можно усложнить задание: «Я знаю 3 имени мальчиков, девочек…»
  • Приметы ноября;
  • Подскажи словечко;
  • Лягушка квакает, а котенок;
  • У кошки — котенок, а у козы;
  • Кто где живет;
  • Побери действие к предметам,
  • Что бывает осенью.

Игры на развитие связной речи

  • Почему такое название;
  • Подбери родственное слово;
  • Скажи по-иному;
  • Придумай окончание предложению;
  • Подбери другое сказуемое.

В картотеке статей воспитатель может подобрать материалы для разрабатываемых занятий.

В старшей группе детского сада необходима систематическая работа над совершенствованием звуковой культуры речи.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/zvukovaa-kultura-reci-v-starsej-gruppe

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.