Готовим открытый просмотр занятия по математике в средней группе по правилам фгос. Конспект занятия для средней группы ДОУ «Как научиться дружить

Содержание

Конспект итогового занятия по развитию математических представлений детей средней группы «Обучение с приключением»

Готовим открытый просмотр занятия по математике в средней группе по правилам фгос. Конспект занятия для средней группы ДОУ «Как научиться дружить

Полухина С. А., воспитатель высшей категории МКДОУ №28 г. Верхняя Пышма.

Цель:

Способствовать формированию представлений о геометрических телах, умение распознавать предметы знакомых геометрических форм в окружающей обстановке; закрепить счёт до 8 представление о числах и цифрах в пределах 8.

Задачи:

Актуализировать представления детей об изученных геометрических телах в новой проблемной ситуации.Тренировать умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами, развивать мыслительные процессы.

Закреплять порядковый счёт до 8, умение находить недостающую цифру.Тренировать умение различать цифры 1-8, развивать коммуникативные способности.Тренировать умение находить геометрические формы в окружающих предметах.

Продолжать учить классифицировать предметы, развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.

Оборудование:

Презентация игры «Четвёртый лишний», мультимедиа аппаратура, билеты с цифрами, цифры на стулья от 1 до 8, блоки Дьенеша, кукла Фея, «паспорта» геометрических тел, конус, куб, шар, цилиндр и волшебный мешочек, свисток.

Коммуникативная игра «Здравствуй друг»

Дети стоят врассыпную свободно.

Воспитатель:

Поздоровайтесь с гостями. Скажите, ребята вы сегодня все друг с другом утром поздоровались? Давайте ещё раз поздороваемся, но не словами, а носиками. (Ушками, плечиками, животиками, коленками). А теперь давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг.

Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло, а теперь подарим это тепло друг другу. (Сомкнутые лодочкой ладони опустить перед собой, подуть на них).Воспитателю приходит СМС сообщение на телефон: В стране геометрических фигур беда.

Жители геометрической страны просят помочь им спастись от злой феи Призмы. Для этого надо преодолеть трудности выполнить много заданий. Поможем жителям страны геометрических фигур?
Справимся? Путь далёкий, на чём поедем? (самолёт, поезд, автобус и т.п.) Вот билеты. Злая фея смешала все цифры, а одна цифра исчезла.

Та цифра, какой на вашем билете нет и будет номером места в нашем поезде (самолёте, автобусе и т.п.). Свисток, поезд отправляется…

Игра «Найди фигуру»

Воспитатель:

Первая станция, выходите. (Появляется кукла Фея).

Кукла Фея:

Зачем пришли? Кто вас звал?

Дети:

Мы пришли выручить жителей геометрической страны.

Кукла Фея:

Вам никогда не попасть туда! Вы не знаете геометрических фигур.

Дети:

Знаем.

Кукла Фея:

Ни за что не поверю, пока сама не увижу. Попробуйте-ка найти геометрические фигуры в окружающих предметах. Ха-ха, вам никогда их не найти.

Дети называют предметы и рассказывают, в каком именно месте предмета спрятались геометрические фигуры.

Кукла Фея:

Вижу, знаете. Так и быть, пропускаю вас. Но со следующим заданием вам точно не справиться.

Игра «Четвёртый лишний»

Презентация игры. Дети называют лишний предмет на слайдах и обосновывают свой выбор. При правильном ответе лишний предмет исчезает.

Кукла Фея:

И с этим заданием справились! Молодцы! Даже сердиться расхотелось. Посмотрим какие успехи будут у вас дальше. Поезд отправляется. (Свисток).

Станция третья «Геометрическая»

Кукла Фея:

Я спрятала жителей геометрической страны в свой волшебный мешочек. Сможете не глядя узнать, да ещё и паспорт его найти – спасёте. Не сможете, что ж – сидеть ему в мешке всегда.

Воспитатель:

Сможем? Давайте парами. Один попробует на ощупь узнать, кто там сидит, другой найдёт его паспорт. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.

Кукла Фея:

И с этим заданием справились! Фу, даже злиться не интересно стало. Даю последнее задание. Здесь у меня мои волшебные домики-коробки, а в них живут геометрические фигуры. Посмотрим, как хорошо вы с ними знакомы.
Учтите, работать надо в паре и дружно, тогда со всеми моими задачками справитесь.

Выложите на ковре 4 не синих треугольника.Хорошо. Добавьте к ним 6 не жёлтых кругов.Молодцы! Ниже положите 8 не красных квадратов.

Отлично. Ещё ниже расположите 7 прямоугольников.

Молодцы! Справились со всеми заданиями так хорошо, что я стала не злой, а доброй феей. Доброй быть так приятно. Вы всех жителей спасли. Спасибо вам ребята. Вам пора ехать поезд отправляется. Ждём вас снова в гости. До свидания. Возвращаемся в детский сад.

Итог занятия:

Где мы сегодня побывали?Что вам больше всего понравилось?Что у вас получилось лучше всего?

В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?

Скачать конспект занятия по математике «Обучение с приключением»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/matematika/obuchenie-s-priklucheniem.html

Конспект игрового сюжетного занятия по математике для средней группы по теме «Круг и шар»

Готовим открытый просмотр занятия по математике в средней группе по правилам фгос. Конспект занятия для средней группы ДОУ «Как научиться дружить
Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, педагогов дошкольного образования, воспитателей. Конспект игрового сюжетного занятия по математике рассчитан на детей среднего дошкольного возраста.

Место игровой ситуации в образовательном процессе: раздел «Геометрические фигуры» общеобразовательной общеразвивающей программы «Математические ступеньки»

Цель: формирование представления о математических понятиях «круг, шар».

Задачи:

  • Знакомить с отличительными особенностями круга, шара.
  • Закрепить знания о пространственных представлениях: справа, слева вверху, внизу.
  • Развивать внимание, любознательность, смекалку, память, речь, мелкую моторику рук.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, отзывчивость.

Оборудование и материалы:

  • Магнитная доска;
  • Картинки сюжета сказки «Колобок», изображения «Смешариков» (Нюша, Бараш, Крош, Кар-Карыч, Ёжик);
  • Макет Колобка;
  • Воздушный шарик;
  • Раздаточный материал: лист белой бумаги, два красных круга (большой, маленький), два зелёных круга (большой, маленький), один маленький жёлтый круг;
  • Карточки с предметами круглой и шарообразной формы;
  • Презентация;
  • Ноутбук, телевизор.

1. Организационный момент. 

Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно! Здравствуй левая рука, Здравствуй правая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг. Все расселись по местам, никому не тесно, 

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

2. Введение в игровую ситуацию.

– Посмотрите, кто к нам пришел в гости! Это Смешарики: Нюша, Бараш, Крош, Кар-Карыч, Ёжик. Какую геометрическую фигуру они вам напоминают? Они пришли с вами поиграть.

Слайд №1

– Нюша очень любит сказку про Колобка. Но мне кажется, что она что-то перепутала и положила картинки не в той последовательности. Помогите ей, ребята.

На доске прикреплены картинки сказки «Колобок» в неверной последовательности. Ребята выходят к доске и выставляют картинки по порядку.

– Нюша такая фантазерка, решила она сказку «Колобок» переиначить и рассказать по-своему.

Слайд №2

– Испекла бабка целую горку блинов и румяного колобка, да поставила все на стол. Заскучали блин и колобок и взялись спорить, кто из них круглее.

– Я круглый. В народе говорят: «Круглый, как блин»– сказал один Блинчик.

– Нет, это я круглый, даже в песенке поётся: «Колобок – круглый бок» – сказал Колобок.

Долго спорили Колобок и Блинчик, пока открытое окно не влетел воздушный шарик: «Не надо спорить, друзья! Круг-то плоский. Вот ты, блинчик, на круг и похож. А ты, Колобок, на меня похож, на шарик!»

Педагог просит детей сравнить макет Колобка и воздушный шарик, картинку блинчика и круга. Проговаривается, что круг – это плоская фигура, а шар – объемная.

3. Задание на логику

Бараш очень любит задания на логику. Давайте посмотрим. Что он нам приготовил…

Слайд №3

– Какого цвета круга не хватает в 3 ряду?

Слайд №4

– Какая фигура лишняя? Почему? Сколько фигур большого размера? Сколько фигур маленького размера?

Слайд №5

– Сколько на картинке квадратов, прямоугольников, кругов?

4. Задание «Круглые – шарообразные». 

– Кар-Карыч принес нам карточки фигур похожих на круг и на шар. Давайте разделим их на 2 группы.

Педагог предлагает детям разделиться на 2 группы.1 группа находит карточки, на которых изображены предметы круглой формы, 2 группа – карточки, на которых изображены предметы шарообразной формы.

5. Физминутка.

Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг, Я твой друг и ты мой друг – Самый лучший друг. Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

6. Задание «Ориентировка в пространстве»

– Ребята, Крош тоже хочет поиграть с вами…

У каждого ребёнка на столе лист белой бумаги, в коробочке два красных круга (большой, маленький), два зелёных круга (большой, маленький), один маленький жёлтый круг.

– Возьмите лист белой бумаги. Положите его перед собой. В правый верхний угол положите большой зелёный круг, в нижний левый угол – маленький красный круг, в верхний левый – маленький жёлтый круг, посередине листа положите маленький зелёный круг.

– Какой круг остался? Куда мы его положим?

Дети выполняют задание.

Слайд №6

– Давайте проверим, правильно ли вы положили круги.

7. Пальчиковая гимнастика.

Слайд №7

Солнце ясное взошло, Стало всем светло, тепло! Стали лучики светить –

Малых деток веселить. (Пальчики разгибаются по одному)

Прилетели тучки – убежали лучики. (Пальчики прячутся в кулачок)
Солнце, солнце, покажись!  Поскорее улыбнись! Похвали моих ребят!

Каждый будет солнцу рад!
(Пальчики энергично сжимаются и разжимаются) 

9. Итог занятия.

– Ребята, кто приходил к нам в гости? (Смешарики, Колобок)

– Какой они формы? (Круглой, шарообразной)

– С какой фигурой мы сегодня с вами познакомились? (Кругом, шаром)

– Назовите главное отличие круга и шара? (Плоская и объемная фигуры)

Фото занятия

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/konspekt-igrovogo-syuzhetnogo-zanyatiya-po-matematike-dlya-sredney-gruppy-po-teme-krug-i-shar-21330/

Математические занятия в средних группах детских садов

Готовим открытый просмотр занятия по математике в средней группе по правилам фгос. Конспект занятия для средней группы ДОУ «Как научиться дружить

Занятие по математике в средней группе, согласно ФГОС, ставит целью сформировать у детей базовое представление о числах и цифрах, множестве, научить сравнивать разные предметы, ввести понятие «геометрическая фигура», пространство и время.

Что учат на занятиях по математике в средней группе

По итоговым проверкам в конце года каждый ребенок должен уметь следующее:

Занятие в ДОУ

  • освоить счет до 10. Свободное «путешествие» в заданных рамках (начинать счет с любого числа, обратный счет, знать, из чего состоит любое число);
  • выучить понятия перед данным числом, за данным числом;
  • уметь назвать пропущенное число;
  • элементарный порядковый счет, количественный счет;
  • уметь сосчитать любые предметы, показать цифру, соответствующую этому результату;
  • узнавать цифры и выстраивать числовой ряд;
  • правильно применять больше, меньше, такое же количество, показывать на предметах;
  • сложить две группы предметов и пересчитать их;
  • справиться с заданием: убрать несколько предметов из группы и выяснить остаток путем пересчета (не больше 10);
  • уметь пересчитать предоставленный материал (разные предметы, а не только счетные палочки);
  • уметь определить разницу по величине и использовать грамотную терминологию при сравнении;
  • понятие геометрии (квадрат, круг, треугольник и прямоугольник). Узнавать геометрические формы в бытовых предметах, элементы фигур;
  • понятие предмета/человека в пространстве относительно чего-то, над, под, слева, справа, за, перед, на;
  • что такое сутки, время суток (утро, день, вечер, ночь);
  • что означает медленнее и быстрее.

Дети считают

Что такое ФЭМП в ДОУ

Чтобы сформировать у детей дошкольного возраста математическую культуру, необходима организация и управление учебным процессом в момент решения математических задач.

При обучении детей математике в этом возрасте формируются и закрепляются интеллектуальные способности, а именно:

  • логика;
  • действие, как результат размышлений;
  • оттачивается гибкость мысли;
  • развивается сообразительность;
  • творческое мышление.

Наглядные примеры

Начальная школа сегодня становится настоящим испытанием для неподготовленного ребенка и его родителей.

Обратите внимание! Залогом успешного освоения школьных требований для детей является изучение азов ориентации ДОУ на развитие умений и навыков, математических способностей, различных сфер интересов.

Занятия по ФЭМП в средней группе — это наглядные примеры. Правильно выбранный материал повышает восприятие и сотрудничество с воспитателем. Ошибка приведет к постоянным отвлечениям детей.

Есть два способа изучения — раздаточный материал и демонстрационный. Материал должен быть разным в границах одного занятия, в достаточном количестве, ярким и хорошо знакомым детям. С красивыми картинками намного веселей заниматься и можно поиграть.

Ход занятия в средней группе

В проекте занятия преподаватель ставит цели и помогает найти правильные решения. Формирование математических представлений у детей происходит как на самих занятиях, так и дома.

Уроки (НОД) остаются основной формой развития базовых математических канонов в дошкольном учреждении. Их основная роль — решение задач математического и умственного развития ребенка, подготовка к школе.

Дети решают задачи

Дети занимаются вместе. Количество уроков колеблется в зависимости от программы детского учреждения. Максимум два раза в неделю (25-30 мин.). Эти занятия требуют напряжения.

Их рекомендуется проводить где-то в средине недели, лучше утром. Полезно сочетать с физкультминуткой, музыкой или рисованием. Зимой и летом лучше разбавлять нагрузки прогулками на свежем воздухе.

Физминутка состоит из наклонов и прыжков. Для снятия напряжения.

Каждый урок строго продуман. Все задачи способствуют развитию у детей математических навыков, логики и позволяет усвоить весь материал в полном объеме всеми учениками.

Подача нового материала происходит частями. Большую цель дробят на мелкие шаги. Закрепляют выученное посредством повторения на нескольких уроках подряд. Например:

  1. сначала дети знакомятся с шириной. Берутся два предмета явно разной ширины. Лучше разного цвета (не самые широкие);
  2. дети, прикладывая предметы друг к другу, видят разницу;
  3. далее вынимается самая широкая полоска. Дети понимают, что предыдущая была уже;
  4. вынимается узкая полоска. Все полоски укладываются рядом, чтобы детям легче было сравнивать.

Занятия быстро развивают глазомер у детей. Со временем они мгновенно будут производить диагностику увиденного, научатся сортировать предметы от самого узкого до широкого и наоборот.

Обратите внимание! Постепенно процесс сортировки усложняется. Каждый новый успех придает детям уверенность в своих знаниях и мотивирует развиваться дальше. Процесс обучения может быть не менее интересным, чем досуг.

Каждое новое знание повторяется на следующий день. Потом на протяжении года преподаватель возвращается к пройденному материалу несколько раз. Это выявляет качество закрепленного материала.

Все темы имеют разные степени тяжести усвоения. Поквартально материал распределяется равномерно, чтобы ученики смогли усвоить новые темы.

Уроки математического развития преследуют не только цель обучить математике, формируется грамотная речь с использованием специальных терминов, воспитывается характер ребенка.

К сведению! В летний период занятия по математике прекращаются. На смену урокам приходят игры и прогулки на воздухе.

Конспект занятия зависит от сложности темы. Это может быть, как одна часть, так и несколько. Все они являются самостоятельными и равными по значению, но связаны общей тематикой.

Структура занятия:

  1. постановка и реализация задач на разные темы;
  2. занятие для всей группы, включая индивидуальные;
  3. использование вспомогательных материалов, методов;
  4. закрепление нового материала;
  5. повторение пройденного.

Начало урока рекомендуется посвятить новому материалу. Конец урока проводят в форме дидактической игры. Это помогает закрепить знания. В середине урока проводятся короткие физические упражнения для восстановления внимания.

Особенности открытого занятия по математике в средней группе ДОУ

Открытое занятие — это не новая, но хорошо зарекомендовавшая себя форма организации образовательного процесса. Как правило, оно охватывает несколько из пройденных тем.

Открытый урок

Разрабатывая подробный план открытого математического занятия в средней группе, воспитатель должен учитывать следующее:

  • занятие будет рассматриваться, как образец решения актуальных проблем в области детской психологии. Планирование урока должно учитывать возможность демонстрации талантов либо оригинальный подход. Сюда приходят перенять опыт;
  • на занятии царит атмосфера согласия и успеха. Детей хвалят, дают возможность ошибиться. Раскрываются сильные стороны учеников;
  • для участников такая презентация их достоинств служит дополнительным стимулом к развитию. Дети с самого рождения любят игру и внимание взрослых.

Математические игры, загадки и считалки

Математическое развитие осуществляется и с помощью народного творчества — загадок, считалок, сказок, пословиц и поговорок.

Загадки математического содержания делают задачи более объемными. Скороговорки составлены таким образом, чтобы намеренно затруднить выговор. Математическая скороговорка помогает заучить правильный выговор и добавляет элемент игры.

Сначала преподаватель медленно произносит скороговорку. Дети внимательно слушают, потом все повторяют. Сначала медленно, а потом темп нарастает. Поговорки и пословицы можно использовать по математике для закрепления количественных понятий, вместе вставлять пропущенные названия чисел.

Считалки используются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Заучивание считалок развивает ребенку память, учит пересчитывать предметы, применять навыки в быту.

Со сказками ученики охотней усваивают временные отношения, понимают положение предметов в пространстве, учатся количественному счету.

Красочные фольклорные сказки помогают легко запомнить базовые математические понятия, развивают память и любознательность, учат импровизировать.

Во многих народных сказках математика лежит в основе названия («Три медведя», «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят» и т. д.).

В присутствии персонажа из сказки ребята в непринужденной форме охотно погружаются в мир цифр и лучше запоминают материал такого урока. В процессе можно создавать задачи из текста: «Колобок встретил волка, медведя и лису. Сколько зверей встретил Колобок?».

Обратите внимание! Хорошее народное средство для привлечения интереса к математике — шуточные задачи. В каждой такой задаче скрыт подвох. Детям нравится разгадывать их. Это развивает логическое мышление и внимательность.

Для урока понадобятся дополнительные материалы. Из рекомендуемых:

  • палочки Кюизенера;
  • карточки Домана (космос для детей).

Темы для воспитателей по самообразованию математической направленности

Современный преподаватель детского учреждения должен следить за новыми разработками, знакомиться с результатами коллег, совершенствоваться в педагогике.

Есть два направления для саморазвития:

  • стандарты требований в профессии. Разработаны министерством образования;
  • нехватка опыта. Затруднения в решении штатных ситуаций.

Карточки Домана

Список литературы для саморазвития:

  • И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада»;
  • С. Б. Позин «25 уроков шахмат»;
  • А. И. Новиков «Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков»;
  • «Методика математического обучения Колесниковой для самых маленьких» по ред. А. И. Ахметзянова.

Математику необходимо изучать с детства. Правильно поставленные уроки — залог успеха.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/matematicheskie-zanyatiya-v-srednih-gruppah-detskih-sadov

Открытое занятие в средней группе по развитию речи: «Сундучок сказок»

Готовим открытый просмотр занятия по математике в средней группе по правилам фгос. Конспект занятия для средней группы ДОУ «Как научиться дружить

Цель:

  • Повторить и закрепить с дошкольниками названия и содержание известных народных сказок, развивать актерские способности, умение внимательно слушать вопросы воспитателя и отвечать на них (уровень средняя группа).
  • Формировать у детей умение передавать содержание сказок с помощью мнемотаблиц.
  • Развивать внимание и память воспитанников посредством выполнения элементов упражнений.
  • Воспитывать чуткое, доброе отношение к сказочным героям, желание помочь им в трудной ситуации.

Ход занятия в средней группе детского сада

Приветствие

Игровая ситуация.

Воспитатель: – Дети, а любите ли вы сказки? А какие сказки вы знаете? Я их тоже очень люблю, ведь именно сказка ведет нас в мир волшебных приключений и историй.

— Дети, а откуда берутся сказки? (Их составляют писатели, народ)

Дидактическая игра «Подскажи слово»

Дети подбирают прилагательное по смыслу предложения.

— Если в сказке есть волшебство, то она …(волшебная)

— Если в сказке есть загадка, то она…(загадочная)

— Если в сказке есть мудрость, то она …(мудрая)

— Если в сказке есть чудеса, то она …(чудесная)

— Если в сказке есть добро, то она…(добрая)

Воспитатель: – Сегодня у нас в группе с самого утра происходят настоящие чудеса, к нам попала вот эта большая шкатулка, а на ней лежало письмо. Дети проходят к ящику и воспитатель предлагает разместиться вокруг сундука на коврик и зачитывает содержание письма.

Текст письма

Дорогие мои малыши, я Машенька, из волшебного Тридесятого королевства, обращаюсь к вам за помощью. В нашем королевстве всегда было согласие, доброта и дружба.

Все сказочные жители жили в мире, пока не появился злой колдун и своими выходками всех не перессорил. Да еще и забрал волшебную палочку из королевства.

А чтобы ее вернуть он поставил передо мной трудные задачи, а я никак не могу сама справиться. Что мне делать???.)

Воспитатель: – Дети, мы не можем оставить Машеньку без помощи, откроем сундук и посмотрим, какие задания приготовил колдун. Воспитатель достает конверт с загадками и набор картинок со сказочными персонажами.

Задача № 1

Нам нужно быстро отгадать загадку и найти ее изображение на картинке. (На каждого ребенка раздается набор карточек с изображением сказочных героев, дети после каждой загадки показывают соответствующую картинку-отгадку)

Дидактическая игра «Выбери картинку»

На сметане замесили,

На окне охладили,

Круглый бок, скок-скок

Покатился… (Колобок)

Кто в лесу проживает,

Кто рыжая и пушистая,

Очень хитрый нрав имеет,

Может курицу украсть?

Волку серому сестричка

Знают все, что это — (лисичка).

Длинные уши, куцый хвост,

Небольшой сам на рост,

На огороде побывал,

Там капусты пожевал. (заяц)

Ходит хмуро меж дубами,

Хищно щелкает зубами,

Глаза у него так и сверкают.

Вот, за кустом примолк.

Грозный зверь этот, конечно, … (волк)

Летом медом лакомился,

Вволю малины поел.

А как упал глубокий снег,

До весны он спать лег.

Видел или не видел сны,

А проспал до весны. (медведь)

Воспитатель: – Быстро и правильно мы справились, что же это за герои, из какой сказки они пришли? (Колобок).

И в волшебном сундуке для нас есть кое-что.

Задача № 2

Работа дошкольников с мнемотаблицей по сказке Колобок

(Педагог достает и на доске прикрепляет мнемотаблицу к сказке и дети работают по ней).

— А теперь вспомним эту сказку по волшебной табличке.

От кого убежал колобок?

Покатился по дорожке и кого встретил?

Что сказал зайчик, увидев колобка?

Кого еще встретил в лесу колобок?

Кого последним встретил колобок?

Что же случилось с колобком, когда он встретился с лисичкой?

Лисичка какая? (Хитрая, злая).

Почему она злая?

Сколько зверей встретил в лесу Колобок?

Молодцы. Эту сказку вы знаете хорошо.

Воспитатель: — Хорошо, наконец, мы все вещи отдадим их хозяевам в нужную сказку. Дети, вы, наверное, устали, давайте немножко отдохнем.

Выполнение упражнений с музыкальным сопровождением. Упражнение «Дерево»

(муз. сопровождение из мультфильма про Машу «Весна пришла»).

Сидя на корточках, спрячьте голову в колени, обхватите колени руками. Вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и потянитесь вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.

Воспитатель: — Ну, что, немного отдохнули, а теперь вспомните, малыши, Машенька в письме писала, что жители Тридесятого королевства перессорились между собой, потому что каждый имеет свое настроение, эмоции.

Задача № 3

(Дети, а какие бывают у сказочных героев эмоции и настроение? (злой, добрый, грустный, веселый, хитрый).

Мачеха была злая, а Золушка … (добрая)

Колобок был честный, доверчивый, а Лиса …(хитрая)

Красная Шапочка была доброй, а Волк…. (злой)

Воспитатель: – Посмотрите, дети, в самом уголке сундука лежит волшебная палочка из Королевства. Как же нам ее вернуть?

Машенька: Спасибо вам. А сейчас возьмите палочку взмахните, волшебство моментально остановите. Пусть в сказочном Тридесятом королевстве царит дружба, добро и радость. Ура. Вы победили злого Колдуна. Сейчас все закроем глаза, возьмемся за руки и произнесем: «Раз, два, три сказка в гости поспеши»

-Вот мы и попали в сказочное царство. В котором все непривычное. (Дети рассматривают иллюстрацию).

Итог. Рефлексия занятия

Воспитатель: — Ну, что, понравилось волшебство, дети? (Да).

Но нам пора прощаться с Машенькой. Нас в садике ждут. А теперь я предлагаю всем встать в круг, закрыть глаза и сказать «Раз, два, три, в детский сад ты поспеши». Вот мы снова в саду. Дети, мы сейчас поделимся своими впечатлениями. Начинайте такими словами, как «мне понравилось….», «я запомнил», «мне не понравилось…» ( Дети делятся своими впечатлениями).

Воспитатель: – А мне понравилось, какими вы были активными, талантливыми, добрыми, веселыми на сегодняшней игре и я хочу вам сказать за это большое спасибо!

Источник: https://detivsadu.ru/zanyatiya-v-sredney-gruppe/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-razvitiju-rechi-v-srednej-gruppe-sunduchok-skazok/

Открытое занятие по математике в средней группе по ФГОС, в том числе в игровой форме: картотека материалов, примеры конспектов, фото и видео

Готовим открытый просмотр занятия по математике в средней группе по правилам фгос. Конспект занятия для средней группы ДОУ «Как научиться дружить

Средняя группа детского сада — интересный возраст.

От вчерашних малышей дети пятого года жизни отличаются более высокой мысленной активностью, степенью восприятия, у ребят увеличивается устойчивость внимания, начинает формироваться образное мышление, а эти качества — необходимое условие для успешного освоения математики. В связи с этим представляют интерес открытые просмотры занятий по формированию элементарных математических понятий (ФЭМП), организуемые по требованиям ФГОС.

Открытый просмотр по ФЭМП — эффективная форма организации педагогического процесса в детском саду. Будучи одной из разновидностей математического занятия, эта образовательная деятельность также решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Образовательные задачи в средней группе связаны с содержанием программы.

Это счёт в пределах пяти, сравнение предметов по величине (сразу по двум признакам), выстраивание сериационного ряда, знакомство с новыми геометрическими фигурами (прямоугольник), развитие ориентировки в пространстве, расширение временных понятий. При этом открытое математическое занятие обычно затрагивает сразу несколько указанных задач.

Развивающие задачи открытого занятия связаны с развитием интеллектуальной сферы дошкольника — процессов мышления, внимания, усидчивости, становления правильной речи. При этом работа организуется таким образом, чтобы ребёнок выступал в роли деятеля, занимал активную позицию, максимально раскрывал свои способности.

Каждое открытое математическое занятие обязательно несёт в себе и воспитательное значение. Педагог должен подбирать тему, которая будет способствовать развитию в дошкольнике положительных нравственных качеств, например, любви к своему родному краю, стремлению бережно относиться к растениям и животным и т. д.

Продумывая содержание и структуру открытого математического занятия в средней группе, воспитателю следует ориентироваться на следующие важные аспекты.

  1. Содержательный. Открытый просмотр должен стать для коллег источником инновационного опыта, касаться актуальных проблем современной методики дошкольного образования, а также детской психологии. Новаторский подход может выражаться в самом содержании наглядного или раздаточного материала либо в каком-либо интересном методическом приёме, использовании ИКТ, необычной организации пространства и пр. Ведь показ традиционной математической деятельности не будет способствовать профессиональному росту присутствующих специалистов.
  2. Социальный. В процессе открытого занятия воспитатель создаёт для дошкольников ситуацию успеха. Для этого активно используется похвала, поощрения, предоставление ребёнку права на ошибку. Педагог демонстрирует сильные стороны детей, раскрывая их мыслительные и творческие способности.
  3. Прагматический. Открытые просмотры по ФЭМП являются для воспитанников средней группы дополнительным стимулом к познавательной деятельности. Им нравится игровая деятельность (которая всегда сопровождает такие мероприятия) и внимание со стороны взрослых.

На открытом занятии с детьми пятого года жизни необходимы:

  • чёткая организация и планирование каждого этапа образовательной деятельности (в отличие, например, от математического развлечения, где сценарий допускает импровизацию);
  • обязательное интригующее начало занятия, которое станет для детей мотивирующим моментом;
  • связность и логичность сюжета (обычно выбирается путешествие, помощь сказочному герою, достижение общей полезной цели);
  • индивидуальный подход к детям (психическое и соматическое развитие детей разное, например, у кого-то ещё есть проблемы с речью);
  • оригинальные наглядные пособия, которые приглашённые педагоги смогут изготовить и использовать в своей практике;
  • располагающий дружелюбный тон педагога, соответствующие мимика и жесты.

Чтобы открытое мероприятие прошло успешно, были реализованы все задуманные цели, раскрыта тема, воспитателю необходимо подготовить подробный конспект (который он согласовывает с методистом ДОУ). Там прописывается каждое действие педагога: вступительное слово, задания, вопросы, комментарии к ним по ходу занятия, ожидаемые ответы детей и пр.

Что касается организационных моментов, то открытое математическое занятие в средней группе проводится без «репетиции», имеет обычную для этого возраста продолжительность (20 минут).

Хотя дети пятого года жизни — это уже не малыши, которые могут заплакать, увидев посторонних взрослых людей, всё же следует психологически подготовить ребят к мероприятию, а также заранее сообщить о нём родителям.

Гостям открытого просмотра всегда предоставляются рабочие места за спинами дошкольников (чтобы они не отвлекали детей от познавательной деятельности).

В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на присутствующих взрослых, предлагает поздороваться с ними — тогда малыши не будут рассматривать их в ходе мероприятия.

Иногда на открытые просмотры приглашаются и родители — это полезно для укрепления семейных отношений и формирует у мам и пап реальное представление об уровне знаний и умений детей.

В средней группе это можно практиковать, но с осторожностью, ведь всегда находятся такие дети, которые во время занятия могут встать и пойти к своей маме.

Работу с остальными малышами в таком случае следует продолжать как обычно.

Открытый просмотр, будучи разновидностью образовательной деятельности, имеет определённую структуру.

  1. Организация и мотивационное начало занятия, которое стимулирует дошкольников к познавательной деятельности (2–3 минуты).
  2. Основной этап. Выполнение заданий, закрепляющих те или иные математические понятия ,поскольку в ходе открытого показа обычно не даётся объяснение нового материала.
  3. Заключительный этап. Подведение итогов (2–3 минуты): воспитатель просит дошкольников поделиться впечатлениями от мероприятия, рассказать о том, что больше всего понравилось, а что вызвало трудности.

В процессе открытого занятия педагог должен чередовать разные формы детской деятельности. Это оживит ход занятия и позволит раскрыть способности каждого ребёнка. Наиболее целесообразным будет комбинирование групповых и подгрупповых видов.

  • Коллективная деятельность:
    • фронтальный опрос;
    • дидактические игры;
    • физкультминутки;
    • пальчиковые игры;
    • подвижные игры математического содержания.
  • Индивидуальная работа с раздаточным материалом или поочерёдное выполнение заданий у доски.
  • Задания, выполняемые в парах (например, составить сериационный ряд из нескольких предметов).

Индивидуальная работа — важная часть открытого математического занятия

Воспитатель может выбрать для открытого просмотра любую тему. Большой популярностью пользуется сказочная тематика, когда все задания обыгрываются вокруг сюжета конкретной сказки, хорошо знакомой воспитанникам средней группы («Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка»). Такое занятие может иметь название, например, «В гости к сказке».

образовательной деятельности также может включать в себя мотивы из разных сказок, когда дети путешествуют по сказкам, помогая героям каждой из них. Такое занятие можно назвать «Путешествие по сказкам» или «Сказочный калейдоскоп».

Темой для занятия может стать и сюжет мультфильма («Трое из Простоквашино», «В гостях у Винни Пуха»).

Оригинальная идея — подготовить сюжетную постановку, мини-спектакль, где дошкольники будут играть роль, например, геометрических фигур, рассказывая о себе и своих свойствах («Страна Фигуруния», «Царство Математики» и т. п.). А по ходу такого спектакля ребятам будут предлагаться интересные задания.

Открытое математическое занятие можно связать с природоведческой тематикой, изучением зверей, птиц, насекомых, растений («Математика в лесу», «Домашние животные», «Путешествие по реке» и т. д.).

В преддверии какого-либо праздника можно ввести в открытое математическое занятие праздничную тему и обозначить его, например, как «Подарки мамам» (с соответствующими презентами — бусами из геометрических фигур и т. п.).

Тему открытого математического занятия можно связать с Международным женским днём и подарить мамам бусы из геометрических фигур

Идеи для мотивирующего начала

Для воспитанников средней группы игровая составляющая математического занятия имеет первостепенное значение. Она должна присутствовать с самого начала образовательной деятельности, чтобы стимулировать познавательную активность малышей. При этом педагог может использовать различные виды мотивации.

Можно начать занятие с сюрпризного момента — неожиданно появляется необычный гость, который приносит детям интересные задания. Например, в групповую комнату «залетает» Карлсон (игрушка либо переодетый взрослый или ребёнок из подготовительной группы), который заявляет ребятам, что хочет вместе с ними пошалить.

Занятие можно начать с сюрпризного момента — появления известного сказочного героя

Другой вариант — к детям приходит Мишка из леса, который проснулся и пытается понять, какое сейчас время года. Пока Мишка спал, ему приснились загадки, игры и интересные математические задания, которые он принёс детям в конверте.

Также хорошо работает мотив помощи. Например, в процессе путешествия по сказкам ребята выручают из беды разных персонажей. Красной Шапочке волк порвал бусы, которые она несла в подарок бабушке — дошкольники выкладывают новые из геометрических фигур. Медведь развалил теремок, и теперь лесным зверюшкам негде жить — малыши строят новый.

В гости к ребятам приходит Зайка, у него несчастье — сломался домик, в котором он живёт. Чтобы помочь зайчику, найти и починить его домик, нужно пробраться через лес, преодолевая различные препятствия.

Игрушечный герой просит детей о помощи

Интересное решение: перед ребятами появляется воздушный шарик, который живёт в стране Математике и просит помочь ему вернуться домой.

Кукла Катя сообщает, что скоро 8 Марта, а она не знает, каким подарком порадовать свою маму. Дошкольники преподносят математические презенты: опять-таки бусы из геометрических фигур, выкладывают цветочки на магнитной доске и пр.

Дети всегда с радостью воспринимают предложение совершить путешествие. Например, в волшебную страну Играндию, где есть много интересных занятий и развлечений (а зовёт их туда кукла Умняшка).

Известный сказочный герой, например, Колобок, приглашает ребят в свою сказку. Чтобы там очутиться, воспитатель предлагает детям совершить «магические» действия — встать в кружок, закрыть глазки, хлопнуть в ладоши, обернуться вокруг себя.

Чтобы попасть в сказку, нужно выполнить определённые волшебные действия

Ещё один мотив, который также хорошо работает с воспитанниками средней группы — научить чему-то волшебного персонажа, ведь сам он этого не умеет.

Например, к дошкольникам приходит Незнайка, который сообщает, что не умеет считать, не различает фигуры и просит его этому научить.

Конечно же, малыши с радостью откликнутся на подобную просьбу, ведь она позволяет почувствовать свою значимость и самостоятельность.

Интересная идея — рассказать в начале занятия ребятам короткую сказку, которую воспитатель вполне может сочинить сам. Например, занятие, посвящённое геометрическим фигурам, можно начать с такой волшебной истории.

В стране геометрических фигур жили Квадрат и Прямоугольник. Прямоугольник считал себя некрасивым и неуклюжим. Если он встанет во весь рост, выглядит высоким и узким, а лёжа на боку — толстым и низким. Квадрат же гордился собой: его стороны равны, и он одинаково выглядит, как бы ни повернулся.

Но вот однажды маленькая девочка заблудилась в лесу. Она встретила героев и обратилась к ним за помощью. Девочке нужно было забраться повыше, чтобы увидеть, где находится её дом. Взобравшись на Квадрат, она ничего не увидела.

Когда же скромный Прямоугольник встал во весь рост, то девочка оказалась очень высоко и увидела, куда ей нужно идти. Друзья прошли провожать малышку. На их пути оказалась река. Квадрат не смог помочь девочке перебраться через реку — он плюхнулся в воду, а Прямоугольник лёг набок и превратился в мост.

Девочка перебежала по нему и оказалась дома. Теперь герой знал, что он нужная и полезная фигура.

Иллюстрация к сказке про геометрические фигуры

Подборка видео с отчётных просмотров по ФЭМП

Из видеороликов, демонстрирующих открытые просмотры в ДОУ, можно позаимствовать необычные идеи заданий и приёмы организации работы в средней группе.

Открытое занятие «В гости к Карлсону»

Воспитатель переодет в сказочного героя.

Открытый просмотр по ФЭМП «Наш город»

На занятии используются ИКТ.

Открытые просмотры — важные мероприятия в плане самообразования педагога и повышения его квалификации.

Такая форма работы позволяет воспитателю продемонстрировать инновационные приёмы работы, собственные интересные разработки.

Математика предоставляет для этого большие возможности, а с воспитанниками средней группы можно показать очень интересное занятие, на котором ребята раскроют свои таланты и интеллектуальные способности.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/otkryitoe-zanyatie-po-matematike-v-sredney-gruppe-po-fgos.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.